Ни один художник не написал так много автопортретов, как Рембрандт. С первых дней учебы до самой своей смерти живописец позировал сам себе перед зеркалом. Зеркал в полный рост в те времена не существовало, так что нижнюю часть тела художник нередко рисовал по памяти.
Ежегодно из-под его руки выходил очередной автопортрет: то написанный красками, то нарисованный углем, а иногда и в виде гравюры. Таких портретов у Рембрандта насчитывается более сотни. Аналогов такой «самолетописи» в истории живописи больше не встретишь. Хотя объясняется этот феномен довольно просто – художник попросту использовал самого себя как бесплатного натурщика.
С ростом известности художнику ни к чему было экономить, но как раз-таки благодаря известности на его автопортреты образовался немалый спрос. Это было одновременно произведение великого мастера и максимально приближенное к жизни его изображение – для поклонников живописи такое приобретение было весьма ценным.
Образы на портретах Рембрандт использовал самые разнообразные: здесь он предстает и за мольбертом, и в наряде богатого господина, и в старомодном костюме, и в одеянии, свойственном его времени… В этих работах художник много экспериментировал с тканями и отделкой – чего стоят золотые нити на портрете, где художник сидит в кресле, наряженный в парчовые ткани. Встречаются в этой огромной серии и зарисовки «на месте», где художник изображал себя в момент нахождения в мастерской – своеобразный старинный «полароид».
Один из автопортретов Рембрандта был украден из Национального музея в Стокгольме в 2000 году, но, к счастью, через пять лет был обнаружен и возвращен в музей. Любопытно также, что в описи картин художника ни одного автопортрета не значилось – получается, что сам Рембрандт их не хранил, а использовал лишь для оттачивания мастерства и продажи.
А вы пишете автопортреты?