Вопрос упаковки картины встал ребром в тот прекрасный день, когда у моего знакомого художника появился первый иногородний покупатель.
Казалось бы, что может быть проще, чем отнести картину на почту, отдать упаковку на откуп профессионалам и пожелать посылке счастливого пути?
Увы. Живописный холст, особенно на подрамнике, штука очень хрупкая. Багет трескается, подрамник легко ломается, холст рвётся, деформируется и протыкается. Никто не даёт гарантии, что работники почты или транспортной компании не поставят на неё коробку потяжелее или случайно не уронят. Даже обещаниям не стоит верить — случалось, что транспортные компании выставляли приличный счёт на упаковочные материалы, но при пересылке выяснилось, что использовали не всё, что было обещано — сэкономили. Поэтому, о целости и сохранности картины следует обеспокоиться заранее.
Как упаковать картину?
В первую очередь, картину следует обернуть плёнкой или бумагой. Лучше всего подойдёт стрейч-пленка: она плотно ложится. Это предохранит красочное полотно от грязи и пыли, сохранит эстетику. Упаковывать стоит аккуратно — на ваш имидж работает не только качество работы и техника исполнения, но и сопутствующие факторы, упаковка в их числе. Гораздо приятнее доставать из коробки произведение, которое упаковано аккуратно и с любовью :)
А ещё, картина — отличный подарок, а подарки следует красиво упаковывать. Очень хорошо смотрится крафтовая бумага.
Что делать дальше?
Дальше нужна жёсткая коробка, защищающая от механических повреждений. Есть варианты:
1. Картонная коробка по размеру.
Самый простой вариант, особенно если найдётся пустая коробка от плоского телевизора. А, если таковой нет, то простота этого способа омрачается — бесхозные коробки сложно найти. Поспрашивайте у знакомых или сотрудников магазинов бытовой техники и электроники или, как бы то ни было неприятно, устройте рейды по ближайшим мусоркам. Иногда там совершенно бесплатно можно найти подходящую «свежую» коробку, которую ещё не успели попортить природные явления. Коробку можно купить — упаковочные материалы продаются в строительных магазинах.
Далее пустоты надо чем-то забить, чтобы картина не болталась внутри. Для этого подойдёт любой полимерный материал. Такая упаковка выглядит не слишком эстетично, но вполне подходит для перевозки в машине.
Гофрокартон. Похоже на первый способ с отличием в том, что между картиной и материалом не остаётся зазора — картонные плитки прилегают к ней плотно и закрепляются скотчем по всему периметру. Однако, такая упаковка не спасёт от намокания и от падения тяжёлых предметов.
2. Пенополистирол, вспененный полиэтилен, пенопласт.
Из материала вырезается две плитки по размеру картины и «поясок» шириной с подрамник — он пойдёт по периметру. Конструкция скрепляется скотчем.
Материал продаётся упаковками и только в строительных магазинах — ради пересылки одной картины способ затратный, но если вы высылаете часто, то вполне подходящий. Упаковывание таким способом занимает много времени, но результат того стоит. Пенополистирол не защитит от жесткого удара или падения острого предмета, но даст базовую механическую защиту и защитит от грязи, влаги. Он лучше, чем популярная у многих «пузырчатая» плёнка.
3. Оргалит (фанера).
Довольно трудозатратный способ. Но он отлично подходит для пересылки на дальние расстояние (например, в другую страну). Размер полотна выпиливается в размер картины, торцы подрамника прокладываются полосками картона, вся конструкция обматывается плотным скотчем. Получается очень прочная составная «коробочка». Недостаток — она довольно тяжёлая. Стоимость пересылки, конечно же, возрастает.
4. Жёсткая упаковка.
Её предлагают в транспортных компаниях для перевозки хрупких предметов. Может быть такая же, как в пункте 3. Представляет собой деревянный каркас, в которую кладётся предмет искусства, дополнительно обёрнутый в мягкие синтетические материалы. Самый надёжный, но и самый дорогостоящий способ.
Упаковка картины без подрамника
Холст без подрамника удобно переводить в свёрнутом виде, например в пластиковом или картонном тубусе. Можно даже купить широкую пластиковую канализационную трубу и закатать холст туда. Но такой способ не подходит для пастозной или очень старой живописи — есть риск осыпания красочного слоя.
Заключение. Несколько советов по упаковке и презентации картины
Способ упаковки и пересылки желательно обсудить с покупателем: многие бывают очень щепетильны и тревожны, и готовы платить за то, чтобы с их долгожданной покупкой точно ничего не случилось. Не рискуйте.
Важно! При любом способе упаковывания обязательно положите на лицевую сторону картины дополнительный защитный слой материала: пенополистирол, изолон или картон. Это дополнительно предохранит вашу картину от порчи.
Можно еще использовать цветной или яркий скотч — при утере посылки вероятность найти её возрастает. Обязательно делайте фотографию готовой упакованной посылки.
Дополнительно в упаковку можно вложить распечатку, буклет или листок, где будет написано, как ухаживать и как хранить картину. Можно написать несколько приятных слов, поздравить с покупкой, пожелать, чтобы картина принесла удачу — вероятность, человек вернётся к вам за новой картиной, передаст ваши контакты друзьям или будет вспоминать добрым словом, увеличивается в разы. Законы маркетинга работают и в творчестве!
Не пренебрегайте страховкой, описью, объявленной ценностью — всем, что может обезопасить вас и вашего покупателя от проблем. Это дополнительные расходы, но в некоторых ситуациях это действительно помогает.
А какие способы упаковки картин используете вы? Пишите в комментариях! :)