Швейцарский мастер портрета Жан-Этьен Лиотар известен всему миру. Особенно узнаваема его картина «Шоколадница», размещающаяся в наше время на логотипе сети кофеен (кстати, об этом портрете ходит немало легенд, ведь живописец в основном создавал портреты знати, а тут вдруг изобразил простую девушку). Кого бы ни изображал портретист, каждая картина будто дышит: губы влажно блестят, складка на рукаве причудливо изламывается, пушистые ресницы вот-вот прикроют моргнувший глаз. Талантливые работы и забавная эксцентричность заработали ему огромную славу и обеспечили его заказами многих августейших особ, а также поводили ему стать королевским живописцем и членом Академии.
Лиотар был путешественником, авантюристом и шутником. В Константинополе он стал одеваться по-турецки, чем вызвал большой ажиотаж, и поехал в таком одеянии прямо в Австрию. Любовь к восточному костюму Лиотар выразил и в паре автопортретов. Впрочем, это была не единственная запоминающаяся деталь на его автопортретах: художник изображал на них свою большую бесформенную бороду, странные головные уборы, щербатый рот… Все это веселило публику и способствовало все большей его популярности.
Лиотар был мастером в изображении мимики и жестикуляции, а также всевозможных текстур. Кроме того, ему не было чуждо экспериментаторство: он создавал шедевры в эмали и пастели, на холсте и полупрозрачной бумаге. И, конечно, художник блестяще схватывал характеры своих персонажей, выражавшиеся в этих мимолетных жестах, взглядах и поворотах головы. Обратите внимание на портрет дочери художника, призывающей зрителя соблюдать тишину, ведь ее кукла спит!
Как ни странно, при всей его известности, первая крупная выставка работ Жана-Этьена Лиотара была организована совсем недавно, и не на родине художника, а в Великобритании.