Как производятся акварельные краски.

Как производятся акварельные краски.

 

Начало пути

Как пишет автор книги "Акварельный скетчинг" Феликс Шайнбергер, краска начинается с пигмента — порошка-концентрата, определяющего ее цвет. Пигменты бывают растительными, минеральными, имеющими в составе металлы или их оксиды. Красители смешиваются из сотен органических и неорганических веществ, которые изначально находятся в форме порошка. Чтобы стать краской, пигменту нужно связующее вещество, которое удерживает все компоненты и закрепляет их на бумаге после высыхания.

 

 

  • В Средневековье пигменты смешивали с яичным желтком, получая темперу.
  • В эпоху Возрождения для создания масляной краски использовалось вываренное льняное масло.

    Акварельные же краски делаются из гуммиарабика — камеди, или вязкого древесного сока маленьких колючих деревьев акации, растущих в Судане. Древние египтяне применяли гуммиарабик для мумификации, а китайцы добавляли в тушь для письма.

 

 

 

Для изготовления связующего вещества для краски кору акации надрезают сверху вниз. Выступивший млечный сок собирают, высушивают, а затем толкут, превращая в порошок, а затем добавляют пигмент.

 

Сегодня акварель делают почти так же, как тысячу лет назад, поскольку синтетического аналога гуммиарабику до сих пор не найдено. Он прозрачен и отражает свет, что улучшает качество цвета. Высохший гуммиарабик водорастворим и, помимо этого, не токсичен. Впрочем, на этом приключения не кончаются, ведь не менее интересна и история получения основных цветов.

Желтый и оранжевый

Много веков желтые пигменты изготавливали из токсичного мышьяка, кадмия или хрома. Нетоксичные альтернативы (например, шафран, получаемый из пыльцы посевного крокуса) были очень дороги. Более того, лишь белоснежные (а значит, самые ценные) ткани можно было окрашивать в желтый, иначе яркость цвета терялась. Поэтому в древнем Китае только императору и высшему духовенству разрешалось носить желтые одежды, которые тогда окрашивались шафраном.

 

 

История оранжевого пигмента уходит в I век нашей эры. В афинской гавани случился пожар, в котором пострадали бочонки со свинцовыми белилами. Когда огонь потушили, местные представители власти пришли оценить ущерб и были поражены переменой в цвете белил: те стали красно-оранжевыми. Краситель стал известен как свинцовый сурик. Красавицы и гладиаторы подкрашивали им лица, а еще им расписывали стены и рисовали книжные миниатюры. К сожалению, оказалось, что этот краситель ядовит, и в XX веке он исчез из наборов красок.

Оранжевый долго считался не отдельным цветом, а переходным. В зависимости от насыщенности его называли оттенком желтого или красного. Статус отдельного цвета он получил уже в современном мире благодаря картинам Ван Гога и Эдварда Мунка.

Красный и пурпурный

Красный пигмент получают благодаря краснозему с высоким содержанием оксида железа. Ярко-красный краситель тысячелетиями добывался из кошенили: для получения 100 граммов пигмента нужно было около 14 тысяч этих перетертых насекомых. Их собирали с травы определенного вида или с кактуса.

 

 

С огромными трудностями добывался и пурпурный краситель. Его получали из желез моллюска мурекса: ради 100 граммов пурпура с жизнью расставались 100 тысяч моллюсков. Любопытно, что для человека красный — знак опасности, тогда как большинство животных его вовсе не различают. Птицы же хорошо видят в красном спектре и, возможно, поэтому слетаются на красные фрукты.

Еще один источник сырья для красной краски — трава марена. Она используется с древности и по сей день.

Синий

Раньше было известно всего два способа получения чистого синего цвета. Можно было либо залить мочой листья вайды красильной (синили) и дождаться брожения, либо растолочь в порошок драгоценный камень, который добывали в единственной, невообразимо далекой копи на территории современного Афганистана. Ультрамарин (ляпис-лазурь) ценился дороже золота и проходил через множество рук, прежде чем попасть к художнику.

 

 

 

Производство тускло-синего индиго из вайды было страшно зловонным. В Средневековье индиго начали поставлять из Индии, где была обнаружена вайда с гораздо более сильными красящими свойствами, чем центральноевропейская, и индийское индиго постепенно вытеснило ее с рынка.

Зеленый

Зеленый пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях, отвечает за производство кислорода, без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Неудивительно, что во многих культурах зеленый цвет считается священным. Это особенно верно для регионов, где пейзаж почти лишен зелени, например для пустынь.

 

 

Многие века зеленый означал смертельную опасность. Часто таким цветом изображали яд. В прежние времена в состав зеленых пигментов входили ядовитые оксиды металлов (например, оксид меди), пропитанные не менее ядовитым мышьяком. Если бы художник вздумал облизать кисточку, то лишился бы жизни! Так, по одной из легенд, Наполеон пал жертвой интерьерного дизайна: его комната была оклеена зелеными обоями, имевшими мышьяк в составе красителя.

Фото предоставлены издательством «МИФ»

 

 

 




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Как правильно хранить кисти для живописи?
Как правильно хранить кисти для живописи?

Кисть - это продолжение руки художника. То, как выглядит кисть и в каком состоянии она находится, во многом говорит о самом художнике.

Советы новичкам: как создать хорошую композицию? Часть 2.
Советы новичкам: как создать хорошую композицию? Часть 2.

Продолжим наш разговор о том, как улучшить композицию.

Природа в живописи русских художников
Природа в живописи русских художников

Первозданная природная красота, переданная на холсте рукой художника – обычно так звучит определение пейзажа в художественной живописи. Пейза...

Мастерство гравюры
Мастерство гравюры

В век доступной высококачественной печати широкое использование гравюры уходит в прошлое, и она превращается в достаточно редкий вид искусства. Тем...

Валёр как основа колористической живописи
Валёр как основа колористической живописи

Слово «валёр» французского происхождения, в переводе означающее «ценность». Но перевод не вмещает в себя то огромное значен...

Самые яркие художники-анималисты
Самые яркие художники-анималисты

Есть достаточно много художников, мастерски рисующих животных и создающих яркие и красивые картины. Нередко анималисты дописывали животных на рисун...

Виды красок для живописи
Виды красок для живописи

Заметили ли вы, сколько видов красок сегодня существует? Изобилие целое, прямо глаза разбегаются, особенно у начинающего художника. Если опытный ху...

Копирование картин. Приёмы, советы, способы рисования.
Копирование картин. Приёмы, советы, способы рисования.

«Всё было придумано до нас» — фраза популярная, особенно если дело касается искусства и творчества. Нельзя заново изобрести краск...

Как выбрать мастихин?
Как выбрать мастихин?

Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественны...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту

× Закрыть