Как производятся акварельные краски.

Как производятся акварельные краски.

 

Начало пути

Как пишет автор книги "Акварельный скетчинг" Феликс Шайнбергер, краска начинается с пигмента — порошка-концентрата, определяющего ее цвет. Пигменты бывают растительными, минеральными, имеющими в составе металлы или их оксиды. Красители смешиваются из сотен органических и неорганических веществ, которые изначально находятся в форме порошка. Чтобы стать краской, пигменту нужно связующее вещество, которое удерживает все компоненты и закрепляет их на бумаге после высыхания.

 

 

  • В Средневековье пигменты смешивали с яичным желтком, получая темперу.
  • В эпоху Возрождения для создания масляной краски использовалось вываренное льняное масло.

    Акварельные же краски делаются из гуммиарабика — камеди, или вязкого древесного сока маленьких колючих деревьев акации, растущих в Судане. Древние египтяне применяли гуммиарабик для мумификации, а китайцы добавляли в тушь для письма.

 

 

 

Для изготовления связующего вещества для краски кору акации надрезают сверху вниз. Выступивший млечный сок собирают, высушивают, а затем толкут, превращая в порошок, а затем добавляют пигмент.

 

Сегодня акварель делают почти так же, как тысячу лет назад, поскольку синтетического аналога гуммиарабику до сих пор не найдено. Он прозрачен и отражает свет, что улучшает качество цвета. Высохший гуммиарабик водорастворим и, помимо этого, не токсичен. Впрочем, на этом приключения не кончаются, ведь не менее интересна и история получения основных цветов.

Желтый и оранжевый

Много веков желтые пигменты изготавливали из токсичного мышьяка, кадмия или хрома. Нетоксичные альтернативы (например, шафран, получаемый из пыльцы посевного крокуса) были очень дороги. Более того, лишь белоснежные (а значит, самые ценные) ткани можно было окрашивать в желтый, иначе яркость цвета терялась. Поэтому в древнем Китае только императору и высшему духовенству разрешалось носить желтые одежды, которые тогда окрашивались шафраном.

 

 

История оранжевого пигмента уходит в I век нашей эры. В афинской гавани случился пожар, в котором пострадали бочонки со свинцовыми белилами. Когда огонь потушили, местные представители власти пришли оценить ущерб и были поражены переменой в цвете белил: те стали красно-оранжевыми. Краситель стал известен как свинцовый сурик. Красавицы и гладиаторы подкрашивали им лица, а еще им расписывали стены и рисовали книжные миниатюры. К сожалению, оказалось, что этот краситель ядовит, и в XX веке он исчез из наборов красок.

Оранжевый долго считался не отдельным цветом, а переходным. В зависимости от насыщенности его называли оттенком желтого или красного. Статус отдельного цвета он получил уже в современном мире благодаря картинам Ван Гога и Эдварда Мунка.

Красный и пурпурный

Красный пигмент получают благодаря краснозему с высоким содержанием оксида железа. Ярко-красный краситель тысячелетиями добывался из кошенили: для получения 100 граммов пигмента нужно было около 14 тысяч этих перетертых насекомых. Их собирали с травы определенного вида или с кактуса.

 

 

С огромными трудностями добывался и пурпурный краситель. Его получали из желез моллюска мурекса: ради 100 граммов пурпура с жизнью расставались 100 тысяч моллюсков. Любопытно, что для человека красный — знак опасности, тогда как большинство животных его вовсе не различают. Птицы же хорошо видят в красном спектре и, возможно, поэтому слетаются на красные фрукты.

Еще один источник сырья для красной краски — трава марена. Она используется с древности и по сей день.

Синий

Раньше было известно всего два способа получения чистого синего цвета. Можно было либо залить мочой листья вайды красильной (синили) и дождаться брожения, либо растолочь в порошок драгоценный камень, который добывали в единственной, невообразимо далекой копи на территории современного Афганистана. Ультрамарин (ляпис-лазурь) ценился дороже золота и проходил через множество рук, прежде чем попасть к художнику.

 

 

 

Производство тускло-синего индиго из вайды было страшно зловонным. В Средневековье индиго начали поставлять из Индии, где была обнаружена вайда с гораздо более сильными красящими свойствами, чем центральноевропейская, и индийское индиго постепенно вытеснило ее с рынка.

Зеленый

Зеленый пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях, отвечает за производство кислорода, без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Неудивительно, что во многих культурах зеленый цвет считается священным. Это особенно верно для регионов, где пейзаж почти лишен зелени, например для пустынь.

 

 

Многие века зеленый означал смертельную опасность. Часто таким цветом изображали яд. В прежние времена в состав зеленых пигментов входили ядовитые оксиды металлов (например, оксид меди), пропитанные не менее ядовитым мышьяком. Если бы художник вздумал облизать кисточку, то лишился бы жизни! Так, по одной из легенд, Наполеон пал жертвой интерьерного дизайна: его комната была оклеена зелеными обоями, имевшими мышьяк в составе красителя.

Фото предоставлены издательством «МИФ»

 

 

 




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Где продавать картины: советы начинающему художнику. Часть 2
Где продавать картины: советы начинающему художнику. Часть 2

В предыдущем материале мы рассказали о том, как продавать свои картины в интернете. Хотите пойти более традиционным путём? Тогда ваша цель - галере...

Уильям Моррис – первый дизайнер
Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предм...

Выбор пастели для начинающих
Выбор пастели для начинающих

В настоящее время увлечение творчеством набирает обороты: художественных магазинов становится все больше, а материалы доступнее. В статье мы к...

Как фотография изменила живопись (и наоборот). Часть 1.
Как фотография изменила живопись (и наоборот). Часть 1.

Мы уже не раз упоминали о мощном влиянии фотографии на искусство живописи, и сегодня решили остановиться на этом подробно. Что же было до, и как ст...

Техника рисования акварельными карандашами
Техника рисования акварельными карандашами

Акварельные карандаши – замечательный материал, как для художников, так и для мастеров декоративно-прикладного искусства. Они намного мягче,...

«Репин» за десятку и красочные потеки за миллионы
«Репин» за десятку и красочные потеки за миллионы

Пути готовых картин неисповедимы, а в старые времена, когда широкая реклама была доступна немногим мастерам, и вовсе было сложно предугадать судьбу...

Что такое креативность и как ее развить?
Что такое креативность и как ее развить?

Если верить Абрахаму Маслоу, каждый человек рождается креативным, но затем его «ломает система»: нас приучают все делать по однооб...

Что такое тон и почему он так важен в живописи? Часть 1.
Что такое тон и почему он так важен в живописи? Часть 1.

Многим кажется, что тон – это сам цвет или его оттенок. На самом деле, все проще: тон определяет то, насколько цвет темный или светлый. ...

Как рисовать модульные картины
Как рисовать модульные картины

Модульные картины состоят из нескольких частей (из двух и более), связанных общей тематикой или сюжетом. Из-за разделения целостного...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту