Питер Брейгель – один из самых значительных художников XVI столетия, его картины наверняка знакомы многим. Но, помимо выдающегося таланта, Брейгель являлся также весьма любопытной личностью с интересной судьбой.
Еще проходя обучение, художник познакомился с эстампами с картин Иеронима Босха, и был так впечатлен, что создал целую серию работ по мотивам творчества великого мастера. А уже позже, начав брать заказы, Брейгель нередко шел на поводу у тщеславных заказчиков и подделывал под своими работами подпись Босха.
Изучая творчество Брейгеля, можно прийти к выводу, что он вовсе не отводил человеку центральное место в мире. Брейгель никогда не писал на заказ обнаженных фигур и портретов, да и написанный по его собственному вдохновению портрет известен всего один, а именно «Голова крестьянки». В серии «Картины месяцев и времен года» на первый план выходит природа, а люди там – всего лишь часть ландшафта, наравне с животными, лесами и горами.
Жизнь художника выпала на тяжелый для Нидерландов период: в те годы страна сгибалась под гнетом испанских захватчиков, и многие картины Брейгеля посвящены этим страшным временам, когда виселицы и кострища встречались чуть ли не на каждом шагу. В его картинах нередко можно встретить мотивы осуждения царившего вокруг беспорядка и низменных человеческих страстей, человеческой глупости и жадности.
Перед смертью Брейгель завещал жене сжечь многие его рисунки и гравюры, опасаясь гонений на семью за его насмешки над властями и царившими в обществе нравами.
Питер Брейгель дал жизнь двоим другим известным художникам: Питеру Брейгелю-младшему по прозвищу «Адский» – за раннее увлечение изображением Ада, демонов, Страшного суда и прочих ужасов, и Яну Брейгелю-старшему «Райскому» – автору чудесных пейзажей цветочных натюрмортов. Брейгель-старший так и остался наиболее заметным художником в семье, но прозвище от искусствоведов тоже получил, а именно «Мужицкий» – чтобы проще было отличать одного Брейгеля от другого.
Наследие Брейгеля вдохновляет людей по сей день: например, город Минас-Тирит из экранизации «Властелина Колец» Питера Джексона является аллюзией на брейгелевскую «Вавилонскую башню». Не говоря уже о нескончаемом тиражировании его работ на обложках книг и компакт-дисков. Хотя неизвестно, не вызвало ли бы это у самого Брейгеля едкую усмешку.
На территории России ни одного произведения Питера Брейгеля нет.