Многие художники, рисующие на заказ, сталкиваются с упорным вмешательством клиентов в творческий процесс. Прямо как в «Приключениях Незнайки», где барышни требовали от художника Тюбика непременно уменьшать им носы, увеличивать глаза, и чтоб ротик – непременно бантиком. В итоге Тюбик просто изготовил трафарет, и по нему малевал один за одним портреты, которые теперь отличались лишь цветом глаз и локонов.
Но то детская сказка, а ведь в жизни встречаются не менее остроумные творцы, которым удается обойти претензии заказчиков. По слухам, знаменитый русский художник Владимир Фаворский решал эту задачу поистине блестяще.
Выполнив очередной заказ, Фаворский непременно пририсовывал в уголке… маленькую желтую собачку. Такую яркую и нахальную, что не обратить на нее внимание было невозможно. Когда клиент получал работу, он непременно начинал требовать собачку убрать, ведь она портит весь вид. Ну представьте, право: на холсте возвышенный портрет вашей благопристойной тети в голубоватых тонах, и вдруг сбоку какая-то нелепая канареечная собачка выскакивает прямо вам в лицо – ужасно ведь раздражает! (Правда, Фаворский теть не рисовал, но это уже другая история).
Художник на требование заказчика начинал протестовать, убеждая его, что собачка – это ценнейший элемент, можно сказать, основа композиции, и картина без собачки станет намного хуже. Обескураженный клиент настаивал, Фаворский нажимал, но в итоге неизменно сдавался и закрашивал несчастное животное, а заказчик облегченно отирал пот со лба.
Напряженная борьба с собачками клиентов Фаворского так выматывала, что сил замечать другие недостатки у них уже не оставалось, работа после исправления казалась безупречной, и, размякнув, заказ они принимали безо всяких возражений.