Великие художницы, покорившие мир своим талантом

Великие художницы, покорившие мир своим талантом

Великие женщины художницы, покорившие мир своим талантом

В живописи, как и в других видах искусства, традиционно главенствуют представители сильного пола. Казалось бы, тонкая и чувствительная женская натура больше предрасположена к восприятию прекрасного. Однако следует признать: в музыке, литературе, живописи именно мужские имена вписаны в историю самыми крупными буквами, а женские – скорее исключение из правил.

И все же таких прекрасных исключений довольно много. Достаточно вспомнить придворную художницу австрийской королевы Катарину ван Хемессен или эксцентричную Фриду Кало, промелькнувшую яркой кометой в середине прошлого века. Эти незаурядные и одновременно великие женщины художницы покорили мир своим характером и безусловным талантом. Вспомним несколько достойных женских имен, вполне равнозначных мужским именам в области живописи.

Катарина ван Хемессен (1528 – 1587)

Фламандская художница Катарина ван Хамессен – абсолютный новатор в живописи. Она едва ли не самая первая из художников изобразила себя за работой у мольберта. На картине 20-летняя девушка смотрит в невидимое зеркало и отображает увиденный образ на холсте. Ее взгляд устремлен мимо зрителя, выражение лица задумчивое и сосредоточенное. Ее мысли остаются загадкой: думает ли она о том, как получше себя изобразить или как пооригинальнее запечатлеть свой след в истории. 

 

В пользу второй версии говорит надпись, сделанная в правой части полотна: «Я, Катарина ван Хамессен, нарисовала меня в 1548 году…». Подписи к картинам художники делали и раньше, желая пояснить смысл или датировать изображение. Но в данном случае текст ничего не проясняет, от него веет интригой. Художница заявляет о себе, подражая Альбрехту Дюреру, великому немецкому мастеру эпохи Возрождения. Дюрер сделал аналогичную подпись к автопортрету, на котором изобразил себя в образе воскресшего Христа…

В своем произведении Катарина проводит смелую параллель между собственным скромным образом и самим Спасителем. Если внимательно присмотреться к расположению кисти в руке художницы, видно, что она находится под строгим прямым углом к вертикально установленной опоре. Безошибочно узнается изображение креста как символа и намека на распятие. Художница словно призывает Спасителя себе в помощь, а возможно, видит его образ в самой себе. Эту загадку еще не одно столетие будут разгадывать художники и искусствоведы.

Артемизия Джентилески (1593 – 1653)

Итальянка с поэтическим именем Artemisia Gentileschi стала первой женщиной художницей, принятой в Академию изящных искусств во Флоренции. Отец Артемизии был достаточно известным художником, последователем Караваджо. Орацио Джентилески стал первым учителем и вдохновителем своей дочери. Уже в 17 лет она подарила миру вполне профессиональную картину «Сусанна и старцы». Картина датирована 1610 годом, на тот момент Артемизии было всего 17 лет. 

Отец всячески способствовал обучению молодой девушки и хотел дать ей больше, чем умел сам. Он нанял учителя, пейзажиста Агостино Тасси. Но учитель вместо того, чтобы обучать подопечную искусству, изнасиловал ее. Судебное разбирательство ни к чему не привело: вначале Агостино обещал жениться, но затем выяснилось, что он давно состоит в браке. Тасси отсидел 8 месяцев в местной тюрьме, а бедная Артемизия уехала во Флоренцию.

Трагедия, произошедшая с девушкой в ранней юности, отложила отпечаток на будущее творчество. Героини ее картин либо подвергаются насилию подобно Сусанне или Вирсавии, либо героически противостоят ему. Достаточно взглянуть на картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», чтобы понять чувства Артемизии. Художницу по праву называли одной из первых феминисток. Свое творчество она посвятила борьбе за права женщин, изображая их на своих полотнах полными праведного гнева.

Ангелика Кауфман (1741 – 1827)

При взгляде на картины немецкой художницы Ангелики Кауфман трудно догадаться, что их автор – женщина. Художница достигла высочайшего мастерства в традиционно «мужском» жанре – исторической живописи. Многочисленные портреты знатных особ, исторические и мифологические сюжеты исполнены в жанре классицизма. Многие живописные работы Кауфман были переведены в гравюры, растиражированы и использованы в художественной промышленности. Популярность и признание Ангелики были сравнимы с немногими художниками мужчинами – это вызывало зависть и уважение одновременно.

К числу выдающихся художниц женщин Ангелику Кауфман можно причислить уже только за то, что она вошла в число основателей британской Королевской академии художеств. В тандеме с Мэри Мозер они на протяжении полутора веков оставались единственными представительницами слабого пола, получившими членство в академии.

Много лет художница помогала оформлять особняки вельмож, придавая им изысканный аристократический вид. Ангелика стала по сути одним из первых художников-дизайнеров. В компании с живописцами мужчинами и ни в чем не уступая им талантливая женщина художник создавала необычные интерьеры, украшала стены богатых домов картинами исторического и религиозного содержания.

Софья Сухово-Кобылина (1825 – 1867)

В череде известных женщин художниц видное место занимает Софья Васильевна Сухово-Кобылина. Русская художница-пейзажистка стала первой женщиной, получившей золотую медаль – высшую отметку Петербургской Императорской Академии художеств. Под руководством известного академика и пейзажиста Е. Е. Мейера Софья оттачивала свой талант перед поступлением в Академию. За годы учебы она не раз удостаивалась наград, а за картину «Пейзаж с натуры» получила на экзамене свою высшую награду.

Академическая живопись в России середины XIX века считалась исключительно мужским занятием. Даже для самой Софьи ее триумф был настолько поразителен, что она запечатлела его на полотне с длинным и говорящим названием «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры».

Спустя несколько лет художница отправилась в Европу для совершенствования своего мастерства. Жила она в основном в Италии, вращаясь в кругу многочисленных русских живописцев. Коллеги-мужчины высоко ценили молодую художницу. Им импонировал не только ее дар, но и блестящий ум, благородная натура и горячее искреннее сердце. После смерти Софьи ее картины и этюды (всего 174 произведения) были выставлены на обозрение и большей частью распроданы в частные коллекции.

Великих женщин художниц помнят и ценят не только за вклад в историю живописи, но и за силу духа, подкупающую искренность и бесконечное упорство в реализации творческих замыслов. Имена Мэри Бил, Розы Бонер, Мэри Кассатт, Марии Башкирцевой, Зинаиды Серебряковой и десятков других женщин художников будут жить в веках, прославляя талант и силу романтической женской натуры.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.
Красавицы и «красавицы» Серова: часть 1.

Привилегиями известности для художника являются не только высокие гонорары и бесчисленные обращения заказчиков, среди которых можно выбирать, но вр...

5 причин, по которым вы еще не стали хорошим художником
5 причин, по которым вы еще не стали хорошим художником

Ваши родственники клянутся, что вы рисуете великолепно, друзья говорят, что им очень нравится, и, кажется, даже собака смотрит на ваше творчество с...

Как рисуют модельеры
Как рисуют модельеры

Дизайнер одежды обязательно должен уметь хорошо рисовать, ведь иначе ему никак не донести свою идею до зрителя, какой бы яркой она ни была в его во...

Для чего рисуют художники?
Для чего рисуют художники?

Мы шли по улице, где бравый художник рисовал быстрые картины с помощью аэрозольных акриловых красок. "Художники не ри...

Проблема определения критериев художественности
Проблема определения критериев художественности

Изучение современного искусства, с одной стороны, актуально, с другой, - сложно. И все же любой, кто соприкасался с современным искусством, за...

Уильям Моррис – первый дизайнер
Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предм...

Как рисовать модульные картины
Как рисовать модульные картины

Модульные картины состоят из нескольких частей (из двух и более), связанных общей тематикой или сюжетом. Из-за разделения целостного...

Необычайная Элизабетта Сирани
Необычайная Элизабетта Сирани

Итальянская художница XVII столетия Сирани прожила всего 27 лет, но достигла за эти годы немалого, особенно для женщины того времени. 

История кисти
История кисти

Самый важный для живописи инструмент – кисть – пришел к нам из Древнего Китая. Правда, изначально главным ее предназначением было напис...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту