Врубель М. А. Демон поверженный. 1902 ГТГСтатья Романа Иванищева «Освещённое произведение» рассказывает о влиянии освещения на живопись — от создания произведения до его экспонирования и исследования. В ней автор рассматривает, как свет влияет на восприятие цвета и красок, описывает особенности смешения цветов в свете и красках, даёт советы художникам по работе с освещением. Статья будет полезна художникам, искусствоведам и всем, кто интересуется влиянием света на живопись.https://dzen.ru/a/aRpD...
Болезнь цвета
Петров-Водкин - Утренний натюрморт (1918)Фотографии картин в интернете зачастую выглядят ярче и контрастнее. Но когда видишь оригинал в музее, понимаешь, что шедевры могут быть блёклыми и серыми. Так случилось со мной, когда я увидел «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина в Новой Третьяковке.О выцветании красок я знал, но не уделял этому должного внимания, пока не столкнулся с этим процессом лично, наблюдая, как цвет исчезает с твоих работ, и это воспринимается болезненно. Хотя в некоторых...
Способ смотреть дольше
В повседневной жизни трудно уделить портрету больше внимания, чем беглый взгляд. Наброски-штудии помогают художнику, да и не только ему, дольше смотреть на произведение. Теперь я, рисуя набросок, рассматриваю портрет не менее пяти минут, что уже является прогрессом. Рекомендую: руку набиваешь, портрет изучаешь и остается что-то (иногда удачное).
О рисунке «Высотники»
«Самое главное в нашей профессии — быть осторожным и ответственным на высоте, быть готовым прийти на помощь коллегам в любой момент» (бригадир монтажной бригады ООО «Ленэлектромонтаж»).Иванищев Роман. Высотники. 2025 г. Ватман/уголь, сангина. 80х60 см.На фоне городского пейзажа возвышается мачта сотовой связи. На ней работают монтажники-высотники, обслуживающие оборудование. Внизу кипит жизнь: люди работают, куда-то спешат, общаются. И чтобы их связь оставалась непрерывной и качественной, монтаж...
Притча об уставшем свете
В рассказе поднимается тема обучения искусству, раскрывается взаимосвязь между композицией и колоритом в живописи, а также демонстрируется, как внешние факторы могут влиять на восприятие цвета. Через диалог мастера и ученика автор затрагивает вопросы художественного мастерства и восприятия окружающего мира.Иллюстрация: Адриан Янс ван Остаде. Художник в своей мастерской. 1663Когда-то давно в предместье Московии на болотах стоял монастырь. В нем была мастерская художника, который реставрировал ста...
Аспект насыщенности
Портрет Саломе Андроникашвили работы Кузьмы Петрова-ВодкинаВизит в Новую Третьяковку и впечатления от бледного колорита картин Петрова-Водкина стали причиной этой статьи. Размышления о выгорании и его связи с цветом привели меня к проблеме понятия насыщенности цвета.Важный аспект работы художника — восприятие цветовой насыщенности. Долгое время я не мог до конца понять, что такое насыщенность цвета. Общее определение дало точку для исследования. Однако в нем не хватало одного ключевого понятия,...
О коллаже «Коля, найдись!»
Возможно, контраст между зелеными и белыми ежиками на тетрадном листе вдохновил автора на размышления о невероятном и создание чего-то непостижимого. В результате художник создал настоящий магический предмет.https://vk.com/@ivaniroman-o-kollazhe-kolya-naidis
На фоне «gallery grey»
Набросок Иванищева с портрета Писемского, кисти Репина.«Галерейный серый» приобрел особую симпатию среди профессионалов арт-индустрии. Считается, что на этом нейтральном фоне картины максимально раскрываются в цвете. Однако это не всегда происходит так, особенно с работами, написанными в далёком прошлом или в технике старых мастеров.В трех следующих мини-очерках автор исследует эту проблему, приправляя свои размышления легким художественным вымыслом.Посетитель и музейПредставим увлеченного искус...
О коллаже «Саша, прости!»
«Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, …» А.С. Пушкин «Кипренскому» 1827«При виде творений Гениев, рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности» Орест КипренскийИванищев Р. Набросок с портрета А. Пушкина, художника О. Кипренского - 1. 2025О наброскахВся эта история началась с наброска Пушкина, сделанного мною на тетрадном листе с забавными ёжиками.Все шло своим чередом и в один прекрасн...
Довольно!
Когда движешься по неизвестному пути, со временем появляется уверенность, что именно этот путь может привести куда нужно. Это убеждение, словно драгоценная жемчужина, проникает в самые глубины души и, переливаясь перламутром, становится неотъемлемой частью внутреннего мира. Отблески этой жемчужины начинают играть с хаосом наших мыслей, завораживая все новые участки головного мозга своим мерцанием.Такая композиция длиться до тех пор, пока кто-то не воскликнет: «Довольно!». В тот же миг в помещени...
О рисунке «Огнеборцы»
«От малых бед, до катастроф они достойны лучших строф. Отчизна, помни имена своих героев- чудотворцев. Пусть славится везде она работа смелых Огнеборцев!» - строки из стихотворения Алексеева А.М. «Памяти огнеборцев»Иванищев Роман. Огнеборцы. 2025 Ватман/уголь 60х80. Первая работы из серии «Камни углем».Горение — это удивительное явление, в ходе которого одно вещество преобразуется в другое. Этот процесс сопровождается возникновением пламени и выделением тепла. Иногда горение становится неконтрол...
О рисунке «Предстояние»
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. (Евангелие от Луки́, глава 13, стих 25 )В Евангелии от Матфея есть притча о десяти девах. Среди них было пять благоразумных и пять неразумных. Все они пришли встречать жениха, держа в руках светильники. Благоразумные девы были предусмотрительны и взяли с собой запас масла для светильников, в то время как неразумные дев...
К картине «Путейцы. Замена шпал»
Тот, кто работает руками — рабочий. Тот, кто работает руками и головой — мастер. Тот, кто работает руками, головой и сердцем — художник.Франциск АссизскийИванищев Роман. Путейцы. Замена шпал. 2024, холст/масло, 80х110. Пятая работа из серии "Камни маслом". Картина «Путейцы. Замена шпал», созданная в 2024 году, представляет собой произведение написаное маслом на холсте из льна размером 80 сантиметров в высоту и 110 сантиметров в длину. Это пятая работа из серии «Камни маслом. Она окончена в 2024...
О рисунке «Точильщик»
По словам легендарного точильщика ножей из Гонконга Чан Ва Ки, «хороший нож, как музыкальный инструмент, должен быть правильно настроен».Иванищев Роман. Точильщик. 2020, ватман/графит, 60х80. Дымятся трубы, точильщик точит нож. Третья работа из серии "Камни графитом".В современном индустриальном производстве появилось новое название для старой профессии. Теперь слово «точильщик» заменили на «заточник», а вместо «точильных камней» используют термин «заточные». Профессиональный заточник работает с...
О рисунке «Окно с обезьяной».
О рисунке «Окно с обезьяной».В этом рисунке автор сначала хотел описать одну ситуацию, но в итоге получилась другая. К первой ситуации он подготовил следующую цитату: "Внутренняя сущность природы, словно нерест удильщика, - страшная, беспощадная и холодная, мерцающая во тьме и делающая свое дело, и там тоже живет любовь". К второй ситуации автор цитату не подготовил, потому что от нереста удильщика ему до сих пор не по себе.Иванищев Р. Окно с обезьяной. 2024 г. 60х50 см. Бумага, сепия, сангина.Х...
О картине «Шалтай и ангелы»
Сидишь пассажиром по сторонам смотришь. За окном пейзаж, редко такое увидишь. В поле осенний морозец, земля малиново-фиолетовая, полоса деревьев на горизонте - благородный бурый бархат. Сквозь ультрамариновый разбел утреннего воздуха пробивается золотистый свет солнца. В картину это дивное впечатление не вошло, царство серости одержало верх.Немного о серой картине с ангелами, Шалтаем, самолётом и прочими изображениями.Не аглицкий стих с его вялым героем, причина создать этот красочный опус. То ч...
К картине "Сварщик Валера и помощник Витя"
Сварщики разрезают железо мощной струей огня, соединяют его силой молнии. Работа сварщика сложная, этим специалистам часто приходится работать в экстремальных условиях. Они получают большую нагрузку на зрение, вдыхают производственную пыль и им иногда приходится работать на высоте. Не всякий мужчина может выдержать такие условия работы, поэтому на производствах очень высоко ценят людей этой профессии и уважают их тяжелый труд. Это произведение автор посвятил сварщику Валере и его помощнику Вите,...
О рисунке «Гений и ничтожество»
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мат. 5-3).Космический зонд «Кассини» летел к Сатурну около семи лет. Сделанные им снимки можно без труда найти в интернете. Одну только фотографию шестиугольного полюса Сатурна с вихрем в виде розы можно рассматривать бесконечно долго. Люди, своего рода тоже зонды. Говорят, что внутри них сидят космонавты, другие утверждают, что они полностью на автоматике. Их ресурс рассчитан примерно на 700 000 часов работы.В океане вселенной, сквозь миры и...
О рисунке «Танцы фурий»
«…Во мне, как танцовщица, пляшет злоба,То ручкою взмахнет, то дрыгнет ножкой,То улыбнется темному портретуВ широких дырах удивленных ртов.В балетной юбочке она светло порхает,А скрипочки под палочкой поют…»(Владимир Луговской. Алайский рынок. 1942-1943).
Иванищев Р. Танцы фурий. 2020 Ватман/графит. 60х80 см. Пятая работа из серии "Камни графитом".
Три фурии, танцуют в поднебесье: Тисифона мстящая, Алекто злая, завистница Мегера. Рожденные из крови, о мщении мечтать...
О рисунке «Три гения»
«И вижу зло, и слышу плач, и убегаю, жалкий, прочь, раз каждый каждому палач и никому нельзя помочь…» (Борис Чичибабин. 1968).
Время к обеду. На кухне суета. Что-то съедобное достать из холодильника, разогреть, порезать и прочие заботы. Вдруг доносятся призрачные, едва заметные звуки, как будто кто-то сказал «буль, буль, буль». «Странно, «буль, буль, буль» - так звучит бутылка, когда из неё поливаешь цветы. Точно!». Потрогал землю в цве...
О рисунке «Рюмочка саке»
«Среди цветов – цветы вишни, Среди людей – самурай… Ты, самурай, нынче лишний. Твой час пришёл – умирай …» (Александр Криницкий. Самурай. 1996).
Иванищев Роман. Рюмочка саке. 2020 г.с. Бумага, карандаш. 60х80 см. Шестая работа из серии "Камни графитом". Дымят трубы. Тридцать мужчин бьются на подвешенной балке. Одинокий ронин пьет саке из рюмки.
Середина апреля. Тёплый и солнечный день. Чирикают воробьи, гудят автомобили. Мамаши возятся с д...
О рисунке «Стопка»
Когда почувствуете рядом беспорядок, сделайте следующее: закройте глаза, успокойте дыхание, разведите руки в стороны, вдохните через нос и медленно выдохните. Этот бардак может оказаться порядком более совершенным, который создало существо с высоким интеллектом. Этот порядок вам непонятен, поэтому вы беспокоитесь. Проще сложить всё в стопку.
Стопка. Ватман/графит. Размер 60х80 см. Год создания 2020. Художник Иванищев Р. Седьмая работа из серии "Камни графитом".
Произведение «Стопка&raq...
О рисунке «Доступ»
Доступ. 2020 Ватман, графит. 60х80 см. Художник Иванищев Р. Четвёртая работа из серии "Камни графитом". Сцена на фоне каркаса и труб.
Вспомните художников, которые в своих произведениях воспевали пафос труда, стройки века, жизнь рабочих. Они романтизировали трудовую обыденность, изображали пролетариев героями.
Это время прошло. Рабочие сделали свое дело и удалились. Их место заняли другие люди. Их задачи и проблемы стали другими. Промышленные декорации остались прежними, но сцены на бывших с...
О рисунке «Навстречу холодным ветрам»
Когда-то, очень давно, древний мудрец думал, что мир создан из земли, воды, воздуха и огня. Он рассчитал это, используя температуру и влажность. Сегодня его последователи изменили все. Землю стали называть твердым состоянием вещества, воду - жидким, воздух - газообразным, а огонь - плазмой. Теперь эти состояния стали зависеть от давления и температуры. Через века что-то снова изменится, но эти элементы останутся прежними.Навстречу холодным ветрам. Ватман, графит. 80х60 см. Художник Иванищев. Год...
О рисунке «Коллектор»
«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь…» - сборник египетских гимнов Книги Мертвых.По железным конструкциям, среди заводских труб, шагает Анубис — бог с головой шакала, «страж весов» на суде Осириса. В левой руке он держит «ключ жизни», напоминающий гирлянду изоляторов. В правой руке у него камень.Анубис крепко...
О картине «Дирижабль»
Каждый день мы блуждаем по бесконечному лабиринту жизни, натыкаясь на ее тупики. А может быть, дирижабль - это спасение?Дирижабль. Холст. масло. 150х80 см. Общий вид. Художник Иванищев Р.Третья работа серии "Лабиринты". 2018-2020Лабиринт до горизонта. Два вида дыма, черный и белый. Черный - от горящей нефти и белый - вероятно, от горящего угля. Дирижабль — это воздушный шар с двигателем. Рабочие завершают процесс заправки, капитан дирижабля смотрит на часы, пассажиров немного. В разных частях ла...