О рисунке «Коллектор»

562 1

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь…» - сборник египетских гимнов Книги Мертвых.

На графическом листе изображена сцена противостояния египетского бога и римского философа. В реальной жизни один персонаж — миф, а другой — человек. Бог Анубис был придуман людьми, чтобы помогать и защищать. Философ Марк Аврелий воспитал своего сына Коммода для забавы. Мудрость у людей - ценность, она же у богов - хитрость. Рядом с анубисом забинтованный человек.

Коллектор. Ватман, графит. 80х60 см. Художник Иванищев Р. Год создания 2020. Девятая работа из серии

По железным конструкциям, посреди заводских труб шествует Анубис — бог с головой шакала, «страж весов» на суде Осириса. В левой руке он держит "ключ жизни" похожий на гирлянду изоляторов. В правой руке он держит невидимый человеческому глазу камень. Это бог Анубис крепко опутал тело человека бинтами, подвесил и обездвижил его. Бинты из крепких льняных трав, благоухают миррой и кассией. Анубис — бог бальзамирования, смерти и подземного мира, хранитель ядов и лекарств. Первый раз, таким образом, он оживил самого Осириса. Шакал Анубис приносит камни, складывает их в суму. Сума от камней тяжелая.

Что на самом деле происходит с центральным персонажем картины? Художник решил оставить это за скобками. Неявно, но скорее всего, они идут на «Суд Осириса». Бог Осирис — царь подземного мира и судья душ умерших. На суде будут «великие весы» богини Маат. На одну чашу этих весов будет помещено сердце — вместилище души умершего, на другую — перо богини истины и правды Маат. Именно здесь решается, будет ли сердце покойного съедено чудовищем Аммат или умерший продолжит свою жизнь в тростниковых полях Иалу. «Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь…»— так начнет свою речь покойный на суде в чертогах обоюдной правды. Так сказано в Книге Мертвых.

Камни - что это? Под влиянием одних сил они создаются, под влиянием других разрушаются. Сначала был один камень, а теперь их много. Камни разные: тяжелые, цветные, твердые и ломкие, полезные и ненужные.

Есть ещё особый вид камней – камни-невидимки. Они тяжелые, острые и могут причинять боль. Их раны тоже невидимы, но боль реальна. Свойство этих камней в том, что они всегда возвращаются к тому, кто их бросил. Жрецы Анубиса, движимые волчьим духом своего господина, возвращают владельцу его невидимые камни. Эта встреча незабываема.

Но что делать с этим камнем, который не виден человеческому глазу? Этими вопросами задавались все живые существа с древних времен. Как правило, эти камни пытаются передать другим. Методы для этого весьма разнообразны: от простых способов до самых замысловатых. Их можно носить с собой, но они отравят все внутри.

Есть еще один способ – надо его съесть. Целиком такой камень проглотить нельзя — отравишься. Были случаи летального исхода. Кушать такие камни надо уметь. Во-первых, берегите зубы, не жуйте, а глотайте. Принимать небольшими кусочками, как лекарство, утром и в полдень. Крупные камни при такой дозировке можно проглотить за пару лет.

Некоторые ученые грызут «гранит науки» — это просто красивая метафора. Камни-невидимки - лекарство. Они исцеляют внутреннее уродство. Своим ядом они изгоняют нечистоты из сердца. Любители мудрости изучают, как не получить свои камни.

На графическом листе за богом Анубисом с его «мумией» стоит Коммод, сын философа Марка Аврелия. Он держит козла на поводке. Козел послушно смотрит на своего хозяина. Сын философа улыбнулся ему в ответ.

Философия заставляет Коммода избегать многих камней. Поэтому его сердце полно боли. Козел - его утешение. Сын философа спускает козла с поводка. Боль немного утихает. Козел бежит навстречу судьбе. Пусть гуляют.

***

Это девятая работа, предпоследняя, из серии "Камни графитом". Восемьдесят на шестьдесят сантиметров – это стандартный размер ватмана, удобный для композиционных решений. Достоинством графитного карандаша является хорошая растяжка тона.

– Почему современный индустриальный пейзаж соседствует с древними архаичными героями? – возникнет у вас вопрос…

– Потому что в мире камней ничего не меняется, – ответит вам кто-то…




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...

Впервые здесь?
Помощь по сайту