«Среди цветов – цветы вишни, Среди людей – самурай… Ты, самурай, нынче лишний. Твой час пришёл – умирай …» (Александр Криницкий. Самурай. 1996).
Иванищев Роман. Рюмочка саке. 2020 г.с. Бумага, карандаш. 60х80 см. Шестая работа из серии "Камни графитом". Дымят трубы. Тридцать мужчин бьются на подвешенной балке. Одинокий ронин пьет саке из рюмки.
Середина апреля. Тёплый и солнечный день. Чирикают воробьи, гудят автомобили. Мамаши возятся с детьми на игровых площадках. Перемешивает запахи шумного города весенний ветерок. Всё это радует, хочется жить и творить. Ночи в середине весны холодные. По пустынным дорогам изредка проносятся автомобили. Свет от фонарных столбов рождает подозрительные тени. В такую ночь холодно и страшно. Жизнь художника родом отсюда, из этого времени года.
Трубы, как гигантские исполины, самодовольно и неспешно испускают клубы дыма. Три железные трубы слева, как три грации, накрепко привязаны к прочному каркасу газового котла. Дыхание таких труб не вредит окружающей природе, дым их прозрачен и чист. Справа, кирпичная труба венчает твердотопливный котёл. Этот суровый великан высоко в небе изрыгает токсичный дым сгоревшего угля. Трубы котельных, скорее всего, дальние родственники маякам. Их полосатые красно-белые рубашки хорошо заметны в небе. Они потомки кострищ доисторических людей. Где видны трубы, значит, там обитают люди.
В центре, на неустойчивой платформе шумит толпа. Мужчины, одетые в нижнюю одежду и сапоги, с азартом дерутся. Посреди ожесточённой схватки, два рослых джентльмена руками раздирают друг другу лица. Под ногами лежат тела поверженных бойцов, с платформы летят те, кто не смог устоять. Боль и ярость рождаются в этом напряжённом поединке. Юноша из последних сил хватает край площадки, чтобы спастись. Другой участник сражения сбросил соперника вниз, но потерял равновесие и устремится вслед. Всё жёстко и серьёзно. Иначе нельзя. Этот концерт не закончится никогда, этот танец будет длиться сто лет.
На первом плане в потёртых доспехах, на краю железного каркаса восседает одинокий ронин. Рядом он поставил бутылочку с тёплым саке, рюмочку, сложил лежащие камни в пирамидку. Его растрёпанные седые волосы прикрывают мрачное лицо. Ему не нужен собеседник. Шумное сборище на заднем плане его не беспокоит. Он много раз уже участвовал в таких сражениях. Воин задумчиво вертит в руке своё оружие, наливает напиток и выпивает залпом. Грустные мысли посещают его: «Когда обладаешь мечом, испытываешь силу. Годы сражений сделали меня опытным и искусным воином. Множество ран украшают моё тело. Меч давно уже со мной одно целое. Я его господин и одновременно его слуга. Он делает меня совершенным. С ним я востребован, подобно полной бутылке саке. Без своего меча я беззащитен, как полинявший краб. Без него я, как разбитая рюмка, никому не нужен».
Рисунок «Рюмочка саке» шестая работа из серии «Камни графитом». Работа выполнена на плотной белой бумаге графитовым карандашом. Изначально автор задумывал сцены из этой серии объединить в одну большую композицию. Но пока сюжет не обрёл своего физического воплощения и болезненно зреет в абстрактных снах художника.