Русский авангард вышел далеко за рамки живописи, объединив все виды искусства первой половины XX века. Он повлиял на развитие художественной культуры Европы и всего западного мира. Но самое важное —это первое направление, которое бросило вызов всему традиционному искусству.
Авангард — это многообразие языков и концепций: и индивидуальных, и коллективных. Персональная стилистика довольно часто становилась групповой, а у крупных творцов есть свои ученики. И всё вместе это создаёт одну общую среду, именованную авангардом.
В первые пять-семь лет русское авангардное искусство прошло путь, на который европейцам потребовалось несколько десятилетий. Так русский авангард, объединил в себе разные течения искусства ХХ века, такие как конструктивизм, кубизм, орфизм, сюрреализм, фовизм. Он стал ведущим направлением и лидером всего мирового творчества. Термин «русский авангард», объединяющий явления русского искусства начала XX века, появился «задним числом». Он был позаимствован в 1950-е годы из военной лексики: так называли отряд войска, находящийся впереди главных сил.
Примерно понятно, когда авангард появляется и заявляет о себе — в 1910-е; известны и его главные имена. Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Вот, например, в авангардной живописи множество беспредметных версий, от экспрессивной абстракции Кандинского до супрематизма Малевича. Но целиком он никак не сводится к абстракции. Скажем, Ларионов, Гончарова, Филонов, и не только они, почти или совсем не отступали от изображения предметного мира. А что касается художественной условности, то ее мера не поддается простым подсчетам — так, чтоб сказать, что вот с этого места уже авангард, а раньше еще нет.
Русские авангардисты, хоть и создавали нечто новое в мире искусства, однако вдохновлялись народным творчеством и опытами западных авторов. Например, Поль Сезанн научил русских художников пониманию значения цвета и абстракции. Пабло Пикассо показал новые способы работы с пространством. Итальянские футуристы предложили обоснование новой эстетики: красота — в скорости, в движении и в прогрессе.
Иконой, как русского, так и мирового авангарда принято считать «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Малевич повесил свою картину в так называемом красном углу (месте, где в деревенских домах висели иконы). Но он не подразумевал никакого оскорбления традиционной религии, он лишь создавал новую в искусстве, считал, что «новому» художнику не нужна история, а главное в работе — сама композиция, мазок кисти, яркое пятно.
Хотя и главным направлением в искусстве официально провозгласили соцреализм, однако русский авангард не пропал вместе со своими творцами. Он оказал влияние на всю мировую художественную культуру, когда вышел за пределы страны. В конце XX века он получил новую волну интереса, однако всё ещё идут споры о том, можно ли назвать «Чёрный квадрат» Малевича произведением искусства.