Импрессионизм появился в искусстве живописи во второй половине XIX века во Франции. Изначально новый жанр не имел никакого названия. Просто художники того времени предпочли по-новому взглянуть на окружающий мир. Из мастерских они стали выбираться на природу, чтобы иметь возможность максимально естественно запечатлеть повседневную жизнь, подчеркнуть ее изменчивость, игру света и внести в работу свои впечатления.
Название у направления появилось в 1874-м году благодаря критику Луи Лерою. Художников, рисовавших в новом легком жанре, острый на язык публицист саркастически называл «впечатленцами», «импрессионистами» (от фр. cлова impression – впечатление). На страницах газет данное определение появилось в связи с отзывом о выставке, где присутствовала работа «Впечатление. Восход солнца», созданная Клодом Моне. Название «Импрессионизм» удивительно легко прижилось и постепенно потеряло негативно-насмешливую окраску.
Импрессионизм имеет свои характерные особенности. Картины данного жанра создаются небольшими, короткими мазками, накладываемыми друг на друга. Глубина придается не за счет наложения теней, а с помощью использования разных оттенков одного цвета, новые из которых располагаются максимально близко к предыдущим, чтобы избежать смешивания. Таким образом, работа кажется легкой, практически невесомой, но при этом – объемной. Данная техника не отличается детализированностью, а, преимущественно, сфокусирована на передачи впечатления от увиденного.
Еще одна важная характеристика импрессионизма – открытая композиция. Как правило, углы подчиняют все центру, сами оставаясь неприкосновенными. Однако иногда, для привлечения внимания к какой-либо детали, создается необычное направление угла обзора. Также для импрессионизма характерно изображение простых повседневных предметов, иллюзии движения и отсутствие чистого черного цвета.
В жанре импрессионизм работали многие знаменитые художники. Яркими примерами являются работы Клода Моне («Впечатление. Восход солнца», «Кувшинки» и пр.), Огюста Ренуара («Бал в Мулен де ла Галлет», «Жанна Самари»), Поля Сезанна («Современная Олимпия», «Дома в Провансе»), Эдуара Мане («Бар в Фоли-Бержер», «Завтрак на траве») и др. Стоит отметить, что последний совместил импрессионизм с академическим рисунком. От первого Мане взял фрагментарность композиции и нарочитую свободу, от второго - четкие линии и чистые темные цвета.