В основе абстракционизма лежит отказ от изображения, приближенного к реальности. Художники-абстракционисты используют формы, линии и цвета для создания изображений, которые не вызывают в сознании зрителя связь с реальными объектами. Они считают, что перестав копировать действительность, живописец открывает для себя новые возможности выражения собственных мыслей и чувств.
Абстракционизм зародился в конце 19 века, когда многие художники почувствовали необходимость выразить в своих работах изменения, произошедшие в области науки, философии и технологий. Новые идеи и прогрессивное мышление повлияли на изобразительное искусство и привели к отказу от традиционных техник рисования.
В 1910 году художник Василий Кандинский создал первую полностью абстрактную картину, а в 1911 выпустил книгу «О духовном в искусстве», которая стала основополагающим текстом об абстракционизме.
Основная характеристика абстракционизма — беспредметность, то есть отсутствие изображения реальных, узнаваемых предметов.
К абстрактному искусству относятся различные стили живописи, появлявшиеся с начала 20 века в разных странах. Их можно разделить на два направления: лирическая и геометрическая абстракция.
Основными характеристиками геометрической абстракции являются:
К стилям геометрического абстракционизма относятся супрематизм, неопластицизм, конструктивизм, орфизм, оп-арт. Представители и основоположники этих стилей: Казимир Малевич, Пит Мондриан, Робер Делоне, Виктор Вазарели (примеры картин: К. Малевич «Черный квадрат», П. Мондриан «Композиция с красным, синим и желтым», Л. Лисицкий «Клином красным бей белых»).
Лирический абстракционизм основан на спонтанном выражении художником своего эмоционального состояния, его основная характеристика — использование свободных форм и линий.
К лирическому абстракционизму относят ташизм и абстрактный экспрессионизм. Основные представители — Василий Кандинский, художники авангардистского движения «КОБРА», Джексон Полок, Ханс Хартунг (примеры картин: В. Кандинский «Композиция VIII», Дж. Полок «Осенний ритм»).