Богородица Владимирская, 19 век, в фарфоровом окладе ручной лепки с росписью солями металлов и золотым люстром, в резном киоте, 81 х 56 см.
Оклады и ризы.
Окладами или ризами называются ювелирные украшения поверх изображения на иконах, которые повторяют образ, находящийся под ними. В древности оклады изготавливались из драгоценных материалов: золота, серебра, драгоценных камней, которые подносили как бы в дар иконе и ее первообразу, усиливая сакральность образа. Но позднее, оклады стали изготавливать и из латуни и меди, которую серебрили и золотили. Зачастую при этом оклад закрывал почти все изображение, оставляя открытыми только лики и кисти рук.
Древние оклады закрывали только поля и фона иконы, оставляя открытым сам образ. Они украшались богатым венцом, коруной и гривенкой с цатами, кастами с камнями – самоцветами, различными многочисленными драгоценными привесами, причельем, жемчужной обнизью, дробницами и килевидными или овальными клеймами, монетами и панагиями, шитыми жемчугом и драгоценными камнями рубашками. Поэтому такие украшения назывались окладами. Они помещались в красивые резные или расписные кивоты, к которым подвешивались шитые пелены и покровы.
С конца 17 века, новообрядческие церковные и государственные реформы с протестантским душком подорвали древнюю традицию прославления и украшения икон. Древние привесы на иконах и пелены изымались властью. Сохранилась лишь возможность украшать икону простейшим чеканным окладом. Поэтому, начиная с 18 века, цельные сплошные оклады, закрывающие большую часть изображения иконы, получили широкое распространение и стали называться ризами.
Ювелирные техники, используемые в окладах икон, весьма разнообразны: плоскостная и объемная чеканка, литье, плоскостная и объемная скань, перегородчатая эмаль, расписная эмаль, огранка драгоценных камней, золочение, чернь, басма – штамповка, золотая наводка по меди и многие другие.
Мастера Московской Иконописной Мастерской в своей работе по воплощению драгоценных окладов на иконы опираются на древние традиции мастеров 16 - 17 веков, часто выбирая за образцы иконы времен Иоанна Грозного и Бориса Годунова. Но так же мы используем опыт ювелиров фирм Фаберже, Оловянникова и т.п. Серьезным ноу- хао стало изготовление окладов из фарфора ручной лепки, расписанных солями металлов и золотым люстром, имитирующих шитье речным жемчугом. Подобные оклады повторить никто не может.