Среди современных российских художников Ольга Пузанова — одна из самых таинственных. Первая часть ее биографии хорошо известна. Была одной из самых блестящих студенток Московского Художественного училища памяти 1905 года. В 1992 году, уже будучи сложившимся художником, поступила на факультет живописи Суриковского института. «Я училась у профессора Александра Фомкина, приверженца крепкого рисунка и серьезного подхода к исполнению, — говорит Ольга. — Фомкин не терпел несерьезного подхода к живописи, настаивал на проработке деталей, требовал, чтоб вещи на картинах были «весомыми» и не допускал «камуфляжа», — месива из цветовых пятен, которым неопытные студенты порой пытались заменить форму. Он многому меня научил, хотя и старалась сохранить собственное видение мира, но у меня есть и картины, отражающие его подход». Смотреть работы Ольги приходил едва ли не весь институт — она писала великолепно, с артистической легкостью и вдохновением. Казалось, что овладение техникой живописи, которая давалась многим студентам с таким трудом, дается ей без малейших усилий. С первого курса Ольга принимала участие в художественных выставках — причем в выставках не заштатных, а вполне серьезных, — в ЦДХ, ЦМТ. Ее работы вовсю покупали в частные коллекции — преимущественно во Францию, Англию, Германию. На пятом курсе Ольга сделала дипломный проект, — проект монументальной росписи для строившейся тогда станции метро «Римская», утвердила его и+ не стала защищать. С этого момента об Ольге не известно практически ничего, кроме того, что, имея за плечами тысячи великолепных работ, она десять лет не брала кисть в руки. Более того — избегала любых контактов с художественным миром, — даже не посещала музеи и выставки. Прошло десять лет — и Ольга неожиданно вернулась к творчеству. Ее работы появились в ведущих галереях Москвы. На вопросы журналистов о том, чем же она занималась прошедшие годы, загадочно улыбается и отвечает: «Разными вещами». Не рассказывает ни о чем, что напрямую не связано с ее работой. Понятно лишь, что Ольга вернулась к творчеству на ином уровне. Она переосмыслила все, что было сделано раньше, оценила свои эксперименты в разных жанрах и направлениях — и стала писать по-новому, создав более стройную творческую систему. Теперь ее интересуют не только живопись, но и скульптура, она мечтает о синтезе искусств, о соединении в единое целое живописи, фрески и скульптуры. И, вероятно, ее выставки вскоре станут заметным событием в художественном мире Москвы. Анна Баскакова. Искусствовед-эксперт Комитета по культуре Правительства Москвы, член Ассоциации искусствоведов