В ближайшее время, постараюсь всесторонне рассмотреть, и по возможности полностью ответить на ваши вопросы, Боб.
А пока, лишь скажу, для «грязного цвета», вернее будет сказать «грязной смеси» красок, не существует аналога в природе – это не болотная, не дорожная грязь. Пример, найдите, пожалуйста, произведение А.К. Саврасова «Просёлок» х.м. 70х57 см ГТГ, Москва. Изображена дорога, лужи, грязь, но как живописно изображена эта грязь! Она имеет в основном тёплый колорит, как и вся картина, не насыщенные, но никак не грязные цвета изображают грязь. Таким образом грязь, которую мы видим в природе и определяем как грязь – это не синоним грязи в красках палитры, Природная грязь может иметь различные оттенки цвета, быть холоднее, теплее по температуре цвета, и т.д., иметь хоть какие-то характеристики цвета, грязные красочные смеси не могут передать ни поверхностного цвета ни одного природного предмета, ни, тем более пространственного, то есть написать ничего ими невозможно. Грязные красочные смеси обычно мутные, не имеющие какого-либо цветового оттенка, не приятные на вид, их невозможно причислить и к ахроматическим цветам, ну, «параша», извините за выражение. Дрянь которую, многие запросто делают, потому как смешивают, что в голову взбредёт, могут, не имея опыта, смешивать более трёх красок и в любых количествах, могут смешать вместе все основные и все вторичные цвета, а для чего объяснить не смогут. И ещё, грязь смеси красок, невозможно определять как насыщенная или мало насыщенная – эти качественные характеристики цвета, красочной грязи ей не присущи, как и нельзя определить нормально цветовой оттенок, разве что по тону (светлей-темней). Не знаю, возможно ли передать в письменной форме, да вкратце, да доходчиво. Если по-нашему, по-простому, то грязные красочные смеси – это хуже г—на, поскольку даже оно имеет цвет, тон и насыщенность (и даже запах), им можно удобрять почву, а красочная грязь не имеет ничего, громе мёртвой грязи
Приведённый, как пример, портрет, написан не грязными смесями, а мало насыщенной цветовой гамме. Почему, так можно утверждать? А вы посмотрите, и задайте себе вопрос: передано, ли пространство, освещение, передана в работе материальность? Я лично увидел лишь портрет написанный в низкой общей тональности, преобладает тёплый колорит, цвета мало насыщенные, но грязи там нет.
Простите, Боб, на этом я пока завершу, поскольку ограничен во времени, а этот, заданный вами, вопрос, по всей видимости, надо рассматривать всесторонне.
Честь имею. Георг