Архив

Колорит. Цветовая композиция. Цветовая гармония.

Технология масляной живописи

Ответить в этой теме
Страница 1 из 1
Добавлено
Олеся22
Новичок
Класс. Хорошая информация. Спасибо автору.
Добавлено
Георг
Новичок
К сожалению рассказы о формах, свете, цвете и декоративности в живописи, даже научно-популярно, не дадут того эмоционального порыва и восприятия, тем более вдохновения, как вы предлагаете и предполагаете, так как это совершенно разное. Как говорят в Одессе - это две большие разницы.
Обосную почему. Если научно применять знания о цвете, цветовой композиции, цветовой гармонизации, свойствах света, различной освещённости, методики воспроизведения различных (плоских, объёмных) форм, передачи пространства, среды, декоративность, то можно научиться художественно мыслить и передавать посредством живописи восприятие и отношение к Миру, и чувства, и эмоции, а так же найти вдохновение.
Таким образом научные знания (как вы пишите "... параграфы из книжки...") и способы их применения, даже если я их изложу, перефразирую, на бытовом уровне - это, так сказать, ремесленная, технологическая, техническая часть и они не могут вдохновить, содержать эмоции, чувства, так как это всё лишь средства для передачи чувств, эмоций, мыслей, но никак не творческая, духовная, эмоциональная составляющая искусства.
Ещё если проще, банально, то произведения живописи, графики, скульптуры как бы состоят из двух основных частей из материальной и духовной.
Они составляют единое целое, взаимосвязаны, но предполагать, что, например, знания и умения распределения света на объёмном теле дадут вам вдохновение или передадут чувства, по-моему, не верно.
То есть можно быть художником, поэтом, музыкантом в душе, но не уметь передавать свои чувства, эмоции, так как не владеете ремесленными знаниями, умениями, методами, навыками. Можно быть хорошим ремесленником, в смысле виртуозным исполнителем со знаниями, умениями, навыками, но творческой, эмоционально равнодушной личностью, то есть не быть художником, в полном смысле. Замечательно когда сочетаются в человеке оба качества и только тогда говорят, что это искусный мастер-художник.
Так что сколько бы я вам не рассказывал о декоративности или формах, или о свете и так далее, и тому подобное - это вас никак не вдохновит на создание шедевра. :) Но на сон потянет точно, так как от этого не "впоймаешь эмоцию" - скучно. Так что "...если можно было бы поймать эмоцию о свете, о форме, о цвете живописи..." и вдохновится на создание произведения, то все бы только и делали, что читали научную литературу. Но, к сожалению, всё не так просто, легко и весело, как в сказке. :lol:
Добавлено
Еленсон
Челябинск, Россия
Новичок
Георг, а Вы можете описать декоративность живописи, а также о значении света в цвете и форме живописи? Но только следуя своему личному опыту. Это было бы намного интереснее и познавательнее. Искусство требует эмоцию, параграфы из книжки дают мало эмоций, а художники очень часто эмоциональны в своих порывах и в восприятиях, и если можно было бы поймать эмоцию о свете, о форме, о цвете живописи, то наверное (наверное) многие начинающие художники нашли бы вдохновение через Ваше описание.
Добавлено
Георг
Новичок
Желает ли кто-либо узнать о применении декоративности в живописи, о значении света связанного с цветом и формой в живописи.
Добавлено
Георг
Новичок
И четвертый тип - многоцветие.
Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре или более хроматических цветов.
Обычно в многоцветии используют две основные пары, или или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а так же их оттенки.
К стати, вполне можно ограничить свою палитру четырьмя красками (не цветами!, можно насыщенными или ненасыщенными) и "ограниченными" средствами создавать многоцветные композиции, достигая гармоничности и целостности, особо выделяя композиционный центр тоном (светлое на темном, а темное на светлом), преобладанием в нем одного из цветов, контрастами (цветовым или тональным и тем и другим совместно).
Этот тип композиции уместен в следующих случаях:
1. Там где изображено много фигур и предметов. (эпические, мифологические темы, историческая, жанровая жанровая живопись нового времени).
2. Передача состояния природного пейзажа, богатого красками, или натюрморт с цветами, фруктами и так далее. Реалистическая живопись.
3. Там где стремятся к величественности, "космичности" произведения, где оно должно служить моделью всего Мира. (космические темы в картинах, с изображением Богов, Неба, Земли, Святых, растений).
4. Многоцветие употребимо, где мир рассыпается на осколки, веселая неразбериха, хаос. (аттракционы, ярмарки, карнавалы, используют в живописи дадизма, поп-арта, спонтанной живописи).
И в заключении, хочу отметить еще два производных типа цветовой композиции, в дополнении к основным четырем.
Многоцветие со здвигом к одному цвету.
Это как бы синтез многоцветия и монохромии. Этот подтип композиции главным образом встречается в пейзажной живописи, когда художник хочет передать солнечное, лунное освещение.
Я называю эту цветовую композицию с использованием "материнского" цвета. Весь фокус в том, что какой бы замес красок не делался во все добавляется частичка одного цвета. Например, надо написать небо, море и песчаный пляж. В большей мере во всем пейзаже голубой цвет как доминирующий. Он в небе, в море. Так вот, его, голубой цвет (например цирулиум) добавляем и в фиолетоватость неба, в зеленоватость моря и в охристость песчаного пляжа. То есть, голубая краска должна присутствовать хотя бы мизерно, но везде.
Закат, Тут уже красная краска будет доминировать, как бы объединять определенным "материнским" цветом одной краски, например краплак красный. Во всех смесях! Красочная мать она одна для всех и каждого в картине!
Как пример, работы Клода Моне "Стог сена", серия "Руанский собор"
Клод Моне Смотрите репродукцию выше.

Или Борьки Аракчеева работа, объединение композиции голубым.
Борис Аракчеев. Смотрите репродукцию выше.
Ахроматическая цветовая композиция.
Такая композиция может состоять из белого и черного, а так же из всех промижуточных серых тонов. В нее могут включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов.
Я часто использовал одно время такой прием со созданию такого типа цветовой композиции - использовал замесы дополнительных, полярных цветов, доводя их почти до серых. Например, красные смешивал с зелеными в разных пропорциях, синии с желтыми, голубые с оранжевыми. Получались сложные по цвету, ненасыщенные, сероватые, но не "грязные", е как бы воздушные картины.
А вообще-то в хорошем произведении искусства тип цветовой композиции всегда ясен, и при этом он всегда связан с композицией форм. Структурной композицией. Закономерному и логическому размещению форм соответствует такое же размещение цвета. Композиция цветовых пятен, так же как предметов, объектов, фигур, подчиняется законам масштабности, равновесия, ритма, пропорциональных отношений и, конечно, законам цветовой гармонии.
По-моему, анализ принципов цветовой композиции может служить индикатором, помогающим понять образ мыслей художника, его взгляды на жизнь.
Добавлено
Георг
Новичок
Цветовая композиция.
Кратко если сформулировать определение цветовой композиции, то :
цветовой композицией называют совокупность (систему) цветовых пятен на плоскости, организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.
Цветовых композиций существует не много (четыре основных) и 2-3 разновидности.
Первый тип цветовой композиции - монохромия (одноцветие)
В композиции доминирует один цвет или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного.
В композиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:
1. Классическая простота и ясность художественного языка (барокко, реализм XVII века.).
2. Направленное к определенной цели воздействие (Рембрандт, русские иконы).
3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека. (сред. века Китай, Япония, "метафизическая" живопись Д. Моранди, А. Васнецов, больше не помню, извините)

4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (Ф. Хальс, Тициан, по-моему, и Тинторетто).
5. Простота, броскость, доходчивость. (гризаль, только тональная разработка.)
Второй тип - полярная цветовая композиция.

Используют два контрастирующих цвета, противоположных в цветовом круге. Они могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним, то есть в большом интервале. Полярную композицию могут составлять только два цвета, например красный и зелено-голубой (кадмий красный светлый и бирюзовая); желтый и синий (охра желтая и ультрамарин). Эти цвета могут быть взяты с оттенками, то есть как бы каждый цвет развернут в монохромный ряд или группу. Дополнительно могут быть смешаны в равных пропорциях до получения серого цвета или с преобладанием одного из цветов. Например, 1 часть кадмий красный светлый + 1 часть бирюзовая = темно серая, а 1,25 части кадмия красного св. + 1 часть бирюзовой + 0,25 части белил = серая с красноватым оттенком (теплая серая), а больше бирюзы, то холодный оттенок.
Применяют в основном в следующих случаях:
1. Для выявления противопоставлений. (Фигура и фон, добро и зло, малое и большое и так далее) В природе красные, красно-фиолетовые цветы на фоне зелени листвы, синие васильки в золотистой ржи.
2. Для эффекта декоративности, уравновешивании впечатлений, как непреложный закон гармонии.
3. Для передачи световых эффектов (А. Матисс, М. Вламинк, М. Сарьян и мног. др.)
4. Выражение покоя, неподвижности, умиротворенности, беспроблемности. Например, сочетание в композиции желтого с синим или оранжевого с голубым (ненасыщенным, блеклым) (как пример работы П. Кузнецова).
5. Если полярные цвета насыщенны и не приведены к гармонии, то в произведении передается драматизм, трагизм, конфликтности, напряженность, что естественно по восприятию композиции.
Третий тип - трехцветная композиция.
В основе трехцветной композиции могут лежать триады основных красок (красный, желтый, синий), или любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ти ступенный круг. Возможны применение и других треугольников для поиска цветов в трехцветной композиции, но здесь я рассматривать их не буду, что бы не "забивать" вам голову излишними сложностями. Важно что бы был понятен смысл трехцветной композиции.
И так продолжим, заметив, что трехцетие - самый сложный тип композиции, так как его трудно гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Иногда триады и построены правильно и дают в смеси серый, например триада желто-оранжевый (кадмий желтый темный) - голубой - фиолетово-пурпурный, но производят впечатление грубого, неприятие зрителем, чем другие типы композиций. Тут как бы два цвета тяготеют к полярности, а третий вроде "лишний", его хочется удалить.
Что можно сделать в такой композиции? Поступить как поступали во времена Возрождения - трехцветные сочетания сосредотачивали, создавая как бы акцент в композиции, на одной фигуре иле группе фигур и не распространяли на всю ее площадь. Зрителю воспринимать трехцветие труднее так как как бы в нем заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами.
Примеры трехцветых композиций можно узреть у Матисса, Мондриана, Петрова-Водкина. Ранних классиков не могу сейчас припомнить.
Добавлено
Георг
Новичок
Признаки гармонии
Предлагаю рассмотреть несколько признаков гармонии. Постараюсь без "воды" и излишеств, хотя тема сложна, но всякому художнику необходимо понимать эту категорию, что бы ценить гармонию и стремиться к ней в своем творчестве.
Основные признаки гармонии.
Первый признак гармонии - это связь ("прочная связь"), связанность.
В колористике связанность достигается: монохромностью (единство цветового оттенка), ахроматичность (отсутствие цвета), Объединяющие подмеси или "налеты" (подмеси белого, серого, черного, лессировка лаком или олифой, сдвих к какому-либо цвету, "вуаль" тени или света)
Вторая важная особенность гармонии - единство противоположностей (контраст)
Используются разные контрасты: контраст по светлоте (светлое - темное), насыщенности (чистые - смешанные цвета), по цветовому контрасту (дополнительные или контрастные пары цветов). А так же используется контраст хроматических и ахроматических цветов, теплых и холодных, выступающих и отступающих, легких и тяжелых, прочных и хрупких, мягких и жестких, и так далее. Все эти контрасты связаны с цветовыми ассоциациями.
Третий признак гармонии - мера.
Чрезмерное, гигантское или мизерное, ничтожное не гармонично.
Гармония как "Золотая середина", когда нельзя ничего убавить (так как в ней нет избытка) и нельзя ничего прибавить (так как в ней нет недостатка).
В гармоничной цветовой гамме нет ничего чрезмерного - ни ослепительного сияния, ни подавляющего мрака, ни слишком ярких или тусклых цветов.
Четвертый признак гармонии - пропорциональность.
Отношения малого к большому и малых частей между собой обязаны быть пропорционально взаимосвязаны. Пример, хорошо сложенное человеческое тело. Лучше всего пропорциональную систему можно описать отношениями чисел. Например, в гармоничной цветовой композиции пропорциональность заключается в "подобии" отношений яркостей, насыщенностей, цветов, то есть если в композиционном центре картины принято отношение яркостей 1:2 (средний контраст), то и в других частях выдерживается такое же отношение.
Правило пропорциональности относится так же и к соотношению площадей пятен: на одну часть светлого поля приходится 3-4 части темного, на одну часть насыщенного, чистого цвета - 4-6 частей блеклого, приглушонного, на 1 часть хроматического - 3-4 части ахроматического.
Главный вывод - в гармоничной цветовой композиции сильные "раздражители" берутся в количестве (пропорции) в несколько раз меньше, чем слабые.
Пятый признак гармонии - равновесие.
Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Простое идеальное состояние уравновешенности дает симметрия, но в классической живописи ее избегают, заменяя "живым" равновесием по "правилу рычага" ("весов"). Произведения живописных масс (цветовых пятен) на расстоянии их от центральной оси картины должны быть примерно равны. Другими словами, правая и левая части картины должны быть одинаково загружены, что бы ни одна не перевешивала. По вертикали тяжесть распределяется обычно как в природе: верх - светлее, легче, а низ - темнее, тяжелее.
Шестой признак гармонии - ясность, легкость восприятия.
В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда, слишком тонкие нюансы здесь нежелательны так же, как и слишком резкие контрасты. Принцип ясности проявляется еще и в четкоститипа композиции, в ее тектоничности (Тектоничность является эстетическим качеством формы, выражает ясность, прочность, устойчивость.)
Теоретики цветовой гармонии (Гете, Оствальд и др.) обосновали, что классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга, например оранжевого с зеленым, фиолетового с голубым, пурпурного с оранжевым. Поскольку сочетания нехороши своей неопределенностью - цвета в них и не близкие, и не далекие. То есть нарушен принцип ясности, поэтому нет и гармонии.
седьмой признак гармонии - прекрасное.
Гармоничное произведение искусства всегда ориентируется на категорию прекрасного, иначе говоря, художник ищет в своих прообразах красоту и стремится показать ее в своем произведении.
В гармоничной цветовой композиции недопустимы негативные цвета, вызывающие чувство отвращения.
Восьмой признак гармонии - возвышенное.
Он тесно связан с предыдущим и почти всегда сопровождает его, но это не одно и то же
В классическом искусстве возвышенное проявляется в том, что изображаемая действительность вроде как приподнимается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски. Облагораживаются цвета листвы, воды, неба, тела человека.
И наконец, девятый признак гармонии, как бы обобщает все предыдущие - это организованность, порядок, рациональность.
В гармоничной композиции разум и логика проявляется во всем - в целом и в деталях, в формах и в цвете. Например, если по отношению к какому-либо цвету хочется задать вопрос: почему этот, а не другой? - значит, гармония не совершенна.
В заключении замечу, что колористическая гармония возвышает и облагораживает душу человека, внушает ему чувство добра и красоты.
Добавлено
Георг
Новичок
Следующей под темой предложу вашему вниманию цветовую композицию как некую систему, то есть совокупность цветовых пятен на плоскости.
Следите за темой.
Добавлено
Георг
Новичок
Поскольку научная теория цвета - это объемная область изобразительного искусства, и кратко всю теорию изложить почти невозможно, что бы была ясная концепция, то из основных проблем цвета, таких как систематика цвета, содержательность цвета, взаимоотношения формы и цвета, "натуральность" в колористике, свет в живописи, декоративность, колорит и цветовая композиция, а так же проблемы гармонии рассмотрим конспективно - тезисно только несколько из выше перечисленных.
Причем выберем наиболее существенные, которые требуют ясности для практического применения в первую очередь - это колорит, цветовая композиция и цветовая гармония.
Если кому-то будет интересна более расширенная информация, то в соответствии с заданным вопросом будут даны более подробные разъяснения с иллюстрациями.
Типы колорита.
Колорит - система цветов, выражающая какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.
Система цветов, то есть целостность, когда цвета объединены и связаны по одному из факторов: 1. одинаковая степень чистоты цветов или смешанности; 2. обобщающий "налет" какого-либо одного цвета; 3. светотеневая "вуаль"; 4. приемы размещения цветовых пятен на картине.
Кроме того, колорит должен быть осмыслен и связан как с формой так и с содержанием произведения, его замыслом.

Многообразие колористических систем можно привести к типам колорита:
1. Насыщенный (яркий)
2. Разбеленный (высветленный)
3. Ломаный (серый, блеклый)
4. Зачерненный (темный)
5. Классический (гармонизированный)

1. Главный признак насыщенного типа колорита - максимальная насыщенность его элементов. Используется в примитивных искусствах, в народных, киче, детском творчестве, в агитации и рекламе, в авангардных течениях (поп-арт, оп-арт, кубизм), в геральдике, карнавалы. Применять надо осторожно, так как, если чистые цвета не гармонируют, то это ведет к пестроте, явлению безобразному, а не прекрасному. Пестрота возникает вместе с уплощением живописи, отказом от иллюзорности передачи пространства и трехмерной формы. Плохо сочетается этот тип колорита с принципом натуральности, но хорошо с принципов выразительности, содержательности, символичности. (пример, "Купание красного коня! Петрова-Водкина)

2 В разные исторические времена отношение к разбеленному, высветленному колориту было различно. Как просветлению божественным светом, без тени, в средние века. Во времена Возрождения высветленный колорит превозносит человека без экстаза и исступления. Уравновешенность и спокойствие. А Ван Гог относился к картинам с таким колоритом неодобрительно: "...как бы вместе с красками угасает сама жизнь..."
3. В колорите ломанном, в котором преобладают цвета с подмесью серого или ломаного цвета (ломаный цвет получается в результате смешивания контрастных, дополнительных цветов). Считается что колорит с подмесью серого (ломаный) признак усталости культуры, "мутного" мирочувствия, пессимизма, но не исключает высокие эстетические запросы, наслаждения, удовольствия (гедонизм).
4. Зачерненный колорит чаще всего можно видеть, где в понимании мира нет ясности, где разум отступает перед тайной, где происходят трагические события, где изображается старость, угасание, "черные" мысли.
Но есть примеры, особенно в прикладном искусстве: жостовские подносы, палехские, японские ширмы, где черный не пугает мрачными ассоциациями, а напротив выявляет красоту орнаментов и фигур.
5. Классический колорит можно проследить во всей европейской живописи, от Мазаччо и Рафаэля до Брюллова и Репина. Классический колорит как бы отражает природу человека в его нормальном, спокойном и здоровом состоянии. В нем нет похабной яркости, угнетенности черноты, ни болезненной белизны. Все краски приведены в гармоничное единство друг с другом. Дополнительными средствами гармонизации классической картины часто бывают свет, воздух, единое пространство, сюжетное объединение фигур или пятен.
В классическом колорите, могут применяться разные типы колорита, например, зачастую в классической живописи передний план решался в насыщенных цветах, а задние в монохромной разбеленной гамме.
Необходимо заметить, что в современном искусстве часто происходит смешение различных типов колорита, но классический способ гармонизации встречается в разных стилевых направлениях.
Кроме того эклектика (смешение стилей) даже почитается в современном искусстве, как и дисгармония.
Хорошо или плохо, когда все перемешано, когда дисгармония в таком же почете, что и гармония - это судить каждому из нас индивидуально. Мое же, ненавязчивое, мнение - что красиво, приносящее эстетическое удовольствие, чувственное возбуждение или успокоение, и так далее, посредством системы
цвета, каков бы не был тип колорита, эклектичный тоже, заслуживает быть!

Чтобы написать ответ вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

Впервые здесь?
Помощь по сайту