Я никогда не тороплюсь переходить к деталям. Меня интересуют прежде всего массы и характер картины. Когда это уже установлено, я начинаю искать тонкости формы и цвета. Я все время работаю над этим, не отвлекаясь ничем и не придерживаясь системы...
Из записей на листке альбома (около 1860 г.).
Две вещи следует изучать прежде всего — это форма, затем валеры. Эти две вещи являются для меня опорными точками в искусстве. Цвет и выполнение придают очарование произведению.
Я считаю важным при подготовке этюда или картины начинать с самых темных валеров (в том случае, если полотно белое) и продолжать по порядку до самого светлого валера. Я установил бы от самого темного до самого светлого валера 20 номеров. Таким образом, ваш этюд или картина будет построена правильно. Этот порядок никоим образом не должен стеснять ни рисовальщика, ни колориста. Помните всегда о массах, об общем, о том, что вас поразило. Не забывайте о первом впечатлении, взволновавшем вас. Рисунок — это первое, чего надо добиваться. Потом валеры — отношения форм и валеров. Вот это точки опоры. Потом цвет. Наконец выполнение. Если вы хотите написать этюд или картину, постарайтесь добросовестно найти форму. После того как вы напрягли для этого все свои силы, переходите к валерам. Ищите их вместе с массой. Будьте добросовестны. Хорошо употреблять такой прием: если у вас белый холст, начинайте с самого темного тона, Следуйте по порядку до самого светлого. Начинать с неба нелогично.
Из бесед с мадам Авиа.
Я начинаю всегда с теней, и это логично, так как то, что поражает больше, должно быть изображено прежде всего. Интерес¬но в живописи, или, вернее, то, что я в ней ищу, — это форма, общее, отношение тонов... Цвет для меня имеет второстепенное значение, так как больше всего я люблю целое, гармонию тонов, а цвет иногда вносит резкость, чего я не люблю. Может быть, я утрирую этот принцип, и поэтому про меня говорят, что часто я пи¬шу свинцовыми тонами.
В картине всегда бывает одна самая освещенная точка, и она должна быть единственной. Вы можете поместить ее где угодно: на облаке, в отражении в воде или на чепчике, но должен быть только один тон этой силы.
Советы молодым художникам.
...Так как вы (Писсаро) настоящий художник, вы не нуждаетесь в советах. За исключением одного: прежде всего должно изу¬чать валеры. Мы все видим различно, вы видите зеленое, а я вижу серое и светлое. Но это вовсе не значит, что вы не должны работать над валерами, потому что это основа всего, и что бы вы ни чувствовали, каким бы путем ни выражали себя, без этого нельзя создать хорошую живопись.
Мастера искусства об искусстве. — М., 1967. — Т. 4.— С. 182, 184, 187, 188.
Г. КУРБЕ
Воспоминания Александра Шанна.
...Он писал на плотной серой промасленной бумаге, натянутой на подрамники в три раза больше обычных, поэтому он должен был становиться в четвертом ряду, чтобы не мешать соседям. Ящик с красками был тоже необычного размера. В нем были огромные сосуды с самыми обычными красками, продающимися на кило: белой, желтой охрой, киноварью, черной. <...> Вот как он комбинировал свои тона, после того как старательно осмотрел модель. Он приготовлял три основных тона для света, полутени и тени. Затем он располагал веерообразно в верхней части палитры чистые краски. Сделав это, он начинал писать кистью, шпателем, тряпкой, даже большим пальцем руки. Все ему годилось. Никогда у папаши Лапэна он не писал фигуры целиком. Он изучал лишь кусок.
Из наставлений Марселю Ординеру (1870-е гг.).
...Поищи, нет ли в картине, которую ты хочешь сделать, тона более темного, чем этот тон грунта. Обозначь его место и положи этот тон ножом или кистью; по всей вероятности, будучи таким темным, он не выявит никакой детали. Затем постепенными градациями овладевай оттенками менее интенсивными, стараясь поместить их на месте; затем идут полутона. Наконец, тебе останется лишь заставить снять блики, а их гораздо меньше, чем считали романтики. Твоя работа сразу осветится, если ты чувствовал правильно и если они будут помещены в верной точке. <.. .>
Мастера искусства об искусстве. — М., 1967. — Т. 4. — С. 254, 255.