При составлении цвета (окраски) смотреть, что светлое, что темное.
Когда цвет не похож и в случае желания сделать его похожим, надо смотреть, насколько он темен или светел по отношению к другим цветам в картине.
Цвет в форме — смотреть взаимно, уравнивая один к другому.
Изменяя светло-темное, не надо терять отношений цветов, то есть чем окрашены взаимно.
Писать начинать со светлых мест. Цвета светлые и темные должны контрастировать взаимно.
Образность отношений — что резче и что мягче, что молчит и что кричит, взаимно с цветом в форме.
Цвет в форме.
Контрасты парочные. Писать одно с другим. Форма как характер.
Контраст формы. Как одна форма не похожа на другую. Рисуя одну сторону, смотреть на другую. Смотреть на натуру, а к себе меньше.
Переводить глаза и аккорды цвета в форме, брать в красках с натуры до тех пор, пока не будет похоже.
Заметки об искусстве
...После дождя — свет воздуха. Окраины предметов светлеют, соответственно тона предметов темные и тушуются тонами и полутонами; списывать предметы с другими.
Работать надо не насилуя свои знания — свободнее, радостнее (посвежее), веселее, чувствуя красоту, погорячей, больше шутки, но поскорее, и дать рисунку «изловчиться к правде». Поменьше делать и побольше выжать.
...Новое нужно, новый подход, новую позу.
Никакой кладки вкусной краски быть не должно. Быть долж¬но самое точное сочетание тонов и работа от чувства и увлече¬ние. Невольно должна быть выражена сумма впечатлений и чувствований.
Отчего у меня в живописи нет увлечения, нет трепета? Заставить нужно верить себе. <.. .>
Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я не чувствую. Оторванно же сирени из окна чудо как хороши. Творчество в смысле импрессионизма.
Нужно так брать предмет, чтобы удобно его видеть.
Мало того, что составить верный тон, надо его умело нари¬совать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде.
Ялта. 11 июля. Нужно тон к тону не доводить, брать отдель¬но тени и цвета, ляпать на холст, не стушевывая. <.. .>
Константин Коровин вспоминает. — М., 1971. — С. 128, 131 — 133, 134.