Архив

Дополнительные цвета. Технология письма

Технология масляной живописи

Ответить в этой теме
Страница 1 из 1
Добавлено
Георг
Новичок
Практическое использование цветового круга, сжато, но основные базовые положения изложены: ссылка
Добавлено
Георг
Новичок
Для более подробного рассмотрения вопроса смотрите информацию здесь:
ссылка
Добавлено
Георг
Новичок
Подробнее о гармонизации цветов поговорим в продолжении.
Продолжение следует
Добавлено
Георг
Новичок
Начну с того что уже писал: "Слева, вверху составлена таблица оттенков цвета. Необходимо уложить её в цветовой круг. И описать сколько цветие использовано (трёхцветие, четырёхцветие, многоцветие)"
То есть, в цветоведении есть аналитический метод исследования живописного произведения (икон тоже), как составление таблицы цветов, вернее их оттенков, использованных в произведении. Можно составить таблицы в виде раскладки по системе основных цветов - красный, жёлтый, синий. Можно назвать его линейным анализом. Где можно определить тональность и насыщенность цветов (колеров), присутствующих в произведении. Или, если хочешь, назови палитрой художника.

Линейная таблица не претендует на полную, а служит лишь для пояснения.
Другой вариант более наглядный так как вмонтированы оттенки цвета в цветовой круг. В центре круга предполагается, что находится белый цвет, а снаружи чёрный. И чем ближе цвет к середине тем светлее, а чем дальше тем темнее (затенённые). Расположены цвета друг против друга (диаметрально) как дополнительно - контрастные. На данном круге что бы не загружать изображение, на показаны насыщенные цвета и потому ещё, что где расположен какой цвет можно помнить по выражению: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Ну, все помнят, что начальные буквы обозначают цвет - "К" - Красный, "О" - Оранжевый, и так далее.

Рассматривая цвета можно определить: сколько цветов и их оттенков присутствует, какой насыщенности, тональности (светлоты).
Конкретно по этому произведению можно сказать, что используется четыре цвета (четырёхцветие), пары дополнительных цветов, мало насыщенных, по светлоте выделяется жёлтые и голубые оттенки.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Давно знаком с цветовыми системами.
Один из последних источников - книга "Наука о цвете", автор - Зайцев.
Выложена в сеть в свободном доступе.
К сожалению, не владею понятием трехцветия, четырехцветия и т.д. Буду признателен, если изложишь популярно.
На иллюстрации (к слову, очень нравится, хочется понять и овладеть подобной манерой подачи) не совсем понятно, по какому принципу построена таблица оттенков цвета.
Кажущийся очевидным ответ - из приведенных цветов и их небольших "модуляций" составлена вся палитра картины - вряд ли окажется верным.
Так как нахожу много цветов, которые, как мне кажется, не являются ступенями разбеления или затемнения указанных цветов.
Попытался указать на рисунке некоторые из таких мест. Для корректности визуального восприятия поместил их справа, на том же фоне, что и цветовая раскладка в левом верхнем углу.
Добавлено
Георг
Новичок
Предлагаю рассмотреть произведение современного художника на предмет, какими красками, цветами он пользовался. Составить таблицу цветоводческую.
Из анализа можно, переложив на цветовой круг, понять какую гармоническую систему он использовал.

Слева, вверху составлена таблица оттенков цвета. Необходимо уложить её в цветовой круг. И описать сколькицветие использовано (трёхцветие, четырёхцветие, многоцветие)
Премия $50
Добавлено
Георг
Новичок
Хорошо, не буду спорить, что серый светлой тональности может гармонизировать. Но для чего такая заморочка? Понизить одно из качеств цвета - насыщенность?
Я на оборот стремлюсь не к тому что бы получить серятину ненасыщенную, а наоборот создать гармоничное произведение как можно сочнее.
Да, это известно, что белая, серая и чёрная понижают интенсивность цвета. Но есть же другой выход из ситуации, создаваемые холодность при добавлении белил. Например, такой пример. Необходимо создать красный, светлый, но тёплый. Если возьмём кадмий красный светлый и добавим белил то красный кадмий станет холоднее, хотя и светлее. Что делать? Но выход есть! Просто добавляем кадмия оранжевого. Не Жёлтого! Оранжевого! Потому что в круге он стоит ближе к красному нежели жёлтый. Вот тебе ещё одно подтверждение, что цветовой круг помогает практически.

И ещё одно. Если смешивать краски из одного интервала, то смеси будут насыщенными. если их сопоставлять, а не смешивать с дополнительными, то насыщенность увеличивается. Допустим, что необходимо создать гармоничное произведение в насыщенных цветах. К примеру такое:

то без оптического смешения, плюс механического смешения родственных цветов не обойтись. Я про то что что бы получить холодный, насыщенный цвет красный, не обязательно в красный добавлять ультрамарин, а возможно достаточно добавить краплак красный или фиолетовую тёмную.
Если художник любит, ну, нравится ему, дохлые, не звучные гаммы, то он будет вполне гармонично писать, но колорит не всегда будет выражать состояния, образы желаемые.
Революционно, не спорю, но насколько убедительно, красочно, с настроением, воздушностью писаны картины импрессионистов. Честно, я до сих пор не понимаю почему невозможно объединить наработки классицизма и импрессионизма. Не буду здесь приводить примеры, когда академия издаёт, а искусствоведы пишут, что цвет не поддаётся тональности без своего изменения по насыщенности. И следовательно, цвет - придворная дама, обслуживающая его величество тон.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Ну, поскольку серый - тот же ахроматический белый (черный), то по большому счету добавлять его, белила или черную принципиального значения не имеет (меняется лишь общая свето-теневая составляющая). Соотношение цветов остается прежним, если исключить нюансы (белила "выхолаживают" цвет, черные также разнятся по "температуре" и т.д.)
К слову, приложенная картинка-иллюстрация - замечательный пример именно такого разбела (не хочется говорить "рас-сера", пардон за мой казарменный юмор). Там из чистых цветов нет ни одного, все разбелены. Но качество от этого не страдает.
Я тоже говорю о "капельках" серого (или дополнительных цветов; они ведь в смесях с основными цветами, в соответствующей массовой пропорции, дают тот же серый ), а не о преобладающей его доли...
Не знаю, насколько выжимаю из палитры все, но пишу я действительно на минимальном количестве красок.
А способ по использованию пар насыщено-ненасыщенных красок меня заинтересовал, попробую.
Добавлено
Георг
Новичок
Ты наверное слыхал выражение: "Больше грязи - больше связи" Это гармонизация о которой ты говоришь, что пишем на смесях дополнительных цветов. Можно и так, но я больше склоняюсь к ясности цвета. Сложным, но насыщенным цветовым гаммам. Получить серятину легко, а сгармонировать насыщенные цвета гораздо сложнее, но они гораздо выразительнее.
Добавлено
Георг
Новичок
Простых способов гармонизировать цвета несколько. Добавление во все замесы серого один из них, но для меня он кажется не всегда подходящим. Так как просто приводит всё к понижению насыщенности через нейтрализацию цвета. Обычно получается "мыльная серятина".
Могу предложить другие способы - это во все замесы добавлять "материнский цвет", то есть один из ведущих. Например в триаде: Красный - сине-зелёный - жёлто-зелёный, добавляем чуть красного. Красный "успокаиваем", например, жёлто зелёным (капелькой).
Второй способ - это применять ненасыщенные цвета + насыщенные. Например, кадмий красный + Английская красная, Кадмий жёлтый (любой) + охра жёлтая и так далее.
Третий способ гармонизации - это писать мало насыщенными красками, разбелами насыщенных красок (вместо серой применяются во всех смесях белила)
И последнее. Можно писать ограниченной палитрой, "выжимая" из неё всё. Например, писать только двумя или тремя красками, не больше 4-5. + белила, естественно.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Согласен с изложенным.
Но, ...
Сложный вопрос. Снимаю.
С некоторых пор открыл для себя, что, пожалуй, все цвета (цветовые замесы) нужно делать с применением дополнительных цветов. Конечно, это несколько ослабляет цветовую насыщенность, но зато "успокаивает" палитру, насыщает ее "воздухом", облегчает возможные исправления...
Другим вариантом для изменения насыщенности может быть использование серого...
Добавлено
Георг
Новичок
Вопрос.
Каким цветом нам ее написать?

Ответ доску надо написать не отдельно от окружения, относительно окружающих цветов. В живописи нет константного цвета, то есть что при любых условиях освещения, при любом цветовом окружении, например снег всегда белый. Трава не всегда только зелёная (и в тени и на солнце и хвощ и лебеда). Поэтому только точная передача тональных и цветовых отношений можно передать верно цвет который видится в среде. Таким образом не возможно правильно написать вертикальный щит 2х2 без относительно окружения.

В пасмурный день будет по другому, потому что изменится и окружение и видимый цвет самой доски 2х2. То есть относительно среды, окружения изменится и цвет и тон доски. Она на фоне сине - зелёного может видится красноватой, более холодной нежели оранжевая.
Другими словами не возможно изолированно рассматривать и писать любой предмет, тем более его цвет. Писать и рассматривать только в отношениях!!! К другому тону, цвету.
И морковка не будет всегда одинаковой ни на свету (на каком свету?) ни в тени, а постоянно меняться в различных отношениях. Это так же как пропорции большое относительно маленького.
Добавлено
Георг
Новичок
Я несколько раз прочитал все твои посты и почему-то подумал, что ты хочешь узнать про систему цветового круга, как его использовать на практике, про гармоничные сочетания из этих гармоничных берёшь двоичные взаимодополнительные цвета как гармоническую пару и хочешь просто окрасить ею плоскость, обо всём и всё и сразу - получается мешанина. В которой чем дальше тем меньше мы будем понимать о чём речь идёт.
Про дополнительные цвета, как пример. Задаётся вопрос: на каком цвете красные розы будут выглядеть более ярко насыщено и наиболее выразительно?
В окружении какого цвета будут выглядеть фиолетовые васильки более гармонично и более впечатляюще?
Про плоскость. Надеюсь здесь мы разговариваем о живописи, а не о декоративно прикладном искусстве или дизайне. Если о живописи, то о каком направлении в живописи - классика, импрессионизм, абстракционизм, попарты, опарты, и т.д. и т.п. Потому как плоскость, её окрас, в различных направлениях передаётся по разному, но не как на основе дополнительных цветов. Это будет выглядеть, типа красное окрашено с зеленцой. )))
Вот например. Южное солнце. Камни. Свет и тени. Как пишем, используя дополнительные цвета, их оттенки и разную тональность, плюс смеси до серого? Что ты выбрал бы из дополнительных цветов, какую пару?
Ну, конечно более подходит фиолетовая - жёлтая или синяя (не насыщенная) и оранжевая. Соответственно тени пишем холодными, а света тёплыми. Для усиления звучания в тени, например, синей добавляем кое-где, как рефлексы оранжевую, а в свет разбелённый синей или смесь оранжевой и синей (серый) разбелённый мерцает в свету. Это будет гармоничный колорит на основе двух дополнительных цветов. Он (колорит) может быть, кроме того, разбелённым или контрастным по тону. То есть тень и свет на нюансе или на контрасте, естественно будет колорит или мягкий или жёсткий. Вот как-то так.
Если захочешь можем по-быстрому разобрать девять признаков гармонии.
Или ограничимся только тем, что я опишу как я использую цветовой круг на практике. Сейчас могу только сказать, что в основном в раскладку на цветовой круг я ввожу не абстрактные цвета, а из своей палитры. То есть в круге краски расположены в той же системе как и на круге, но реальные краски как цвет. Например у меня на круге на против Кадмия красного светлого лежит бирюзовая. Потому что они дополнительные. Иногда не надо круга если помнить расположение твоих цветов в круге и он всегда у тебя в голове, а когда-то был перед глазами.
Расклад простой основные цвета - Жёлтые, красные, синие
Жёлтых у меня на палитре 7, красных тоже 7, синих с голубыми 6. иногда добавляются ФЦ зелёная, виридоновая зелёная, коричневые: марс коричневый, умбра жжёная и натуральная, сиена жжёная. И, конечно, белила титановые.
Всё это укладывается в систему круга, как насыщенные и не насыщенные (это понятно, например, кадмий жёлтый средний насыщенный, а охра жёлтая не насыщенная как цвет) они стоят с маленьким сдвигом но почти на одном радиусе круга но в разных рядах.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Применительно к вопросу о гармонизации цвета.
В пасмурный день под открытым небом вертикально висит плоская доска (2х2м) оранжевого цвета. Плоскость доски я и считаю плоскостью локального цвета.

Вопрос.
Каким цветом нам ее написать?
Применительно к цветовому кругу, дополнительным цветам и т.д.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Вопрос резонный.
Итак, локальный цвет в традиционном понимании - местный цвет, цвет места, цвет предмета в условиях наименьшего влияния окружающего пространства. Если идеализировать (без нюансов), то локальный цвет морковки - оранжевый, травы - зеленый, среза свеклы - пурпурный...
Локальный цвет реального предмета, как правило, представлен в зоне полутени. К примеру, у морковки, освещенной солнечным светом, именно зона полутени (локальный цвет) будет оранжевой. В зоне светов цвет морковки будет ближе к бело-желто-розовому, в зоне собственной тени - ближе к красно-фиолетовому...
Так какого цвета морковка?
В зоне полутени. Там она оранжевая.
В широком смысле слова под локальным цветом понимают цвет места без искажения его окружением...
Добавлено
Георг
Новичок
Ответ на вопрос. "Мой вопрос звучал достаточно выразительно: как Вы используете цветовой круг при письме?" дам позже. Сейчас занят. Часов в 20-00
Добавлено
Георг
Новичок
Понимаю, что ты не прикалываешься, а потому какие обиды? Всё нормально. Только может возникнуть некоторое не понимание, когда ты представляешь и пишешь об одном, я не понимаю о чём речь.
Что ты имеешь в виду когда пишешь локальный цвет, его гармонизация?
Я понимаю, что локальный цвет в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр.
Что имеешь ввиду когда говоришь об окрашиваемой плоскости? Это плоскость картины или изображаемая плоскость.
Если говорить о гармонии, которая создаётся парой дополнительных цветов - это совершенно другой случай, нежели ты приводишь в пример.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Итак, гармонизация локального цвета.
Согласен, что кратко, но сомневаюсь, что достаточно...
)))
Не сердись, Георг, я здесь для обучения, а не для выяснения отношений.
)))
Правильно ли я понимаю, что любой локальный (в данном случае это неважно; имеется в виду, что плоскость достаточно велика, чтобы изобразить ее одним цветом) цвет я могу гармонизировать с помощью дополнительных цветов? Т.е. если пишу красный-алый, то прибегаю к замесам красный-зеленый вплоть до серого? Другими словами, каждый участок заведомо красного объекта я могу написать с участием зеленого и даже серого...
Принимается.
Какой тональности могут быть эти гармонизирующие мазки?
Добавлено
Bob@c
Новичок
Мой вопрос звучал достаточно выразительно: как Вы используете цветовой круг при письме?
Ответ, в моем представлении, должен выглядеть приблизительно так:
когда мне нужно найти дополнительный к малиновому цвет, я беру цветовой круг и нахожу его...
или так: когда я задумываю работу в лиловых тонах, мне нужно определиться с оптимальной тональностью (я также под тональностью понимаю степень светлоты (ч/б), я беру цветовой круг и моделирую...
ну или еще как-нибудь...
Если же при письме цветовой круг не используется (о нем лишь помнят, что есть таковой, но перед глазами он не висит; на сегодняшний день я поступаю так же), то об этом желательно сказать, чтобы у начинающих художников не возникало противоречий (мол, штука важная, но никто ею не пользуется).
Вот я о чем.
Имеются и другие вопросы, но, вероятно, это никому кроме меня не интересно...
Добавлено
Георг
Новичок
Забыл предупредить, что лично я, использую термин "тон" как синоним светлоты, а не оттенка цвета. Это так, что бы было понятно о чем речь и не было путаницы в терминах.
Взаимодополнительные цвета считаются важными в образовании цветовой гармонии. Прописные истины, которые вы знаете, что дополнительные цвета на цветовом круге находятся диаметрально противоположно. В упрощенном варианте это три пары красный - зеленый, синий оранжевый, желтый фиолетовый.
Но так как не всякий, например, красный будет дополнительным к любому зеленому, есть условие. Оно заключается в том чтобы при смешении двух равных по количеству цветов получался серый (ахроматический) цвет, тогда это цвета считаются взаимодополнительными. Если в результате смешения получается третий (хроматический) цвет, то эти первичные цвета не являются дополнительными.
Резонный вопрос. Что это дает для практического применения?
Во первых, два дополнительных цвета, когда они сопоставлены друг другу, то они повышают взаимную выразительность. Создают гармоническое сочетание. Правда при определенном условии. Такие как, один из них желательно что бы доминировал. При равном количестве по площади, особенно мелких мазков могут взаимно уничтожаться (оптическое смешение).
В практике так же применяется и полученный серый цвет, как третий в сочетании с первичными (например, синий и оранжевый и серый, полученный в результате смешения). Кроме того вторичным серым цветом, добавляя в первичные, можно получить дополнительно множество мало насыщенных оттенков, но одной гаммы, с гармонизированных цветов.
Кратко, но, по-моему, достаточно.
Добавлено
Георг
Новичок
Bob@c писал: "...ответ на первый вопрос не получен..."
Не знаю на какой вопрос ответ вы не получили, поскольку конкретного вопрос, который только заявлен в названии темы "Дополнительные цвета". Теперь задается другое "Цветовая гармония". Таким образом достичь хоть какого-то результата в понимании, без упорядоченности во всей науке о цвете, невозможно.
Поскольку не было написано в ответ на мой вопрос, что вы знаете о системе цветового круга Гете, то будем считать, что об этой системе все известно читающему. Потому не стану отвлекаться на основные положения системы и объяснения терминологии.
Как я понял возникло три вопроса, которые нужно исследовать:
1. Дополнительные цвета.
2. Гармонизация цвета, основные закономерности.
3. Практическое применение цветового круга.
Пока только эти темы и раскроем.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Георг, браво!
Leonm74, Вы правильно понимаете, интересует, как воспользоваться этим на практике.
По аналогии из музыки: многие энтузиасты-любители на слух подбирают и играют разные музыкальные произведения других исполнителей. При этом не знают нотной грамоты.
Знание нотной грамоты позволяет, во-первых, записать собственную или чужую музыку, чтобы у других музыкантов была возможность воспроизвести написанное. А во-вторых, знание теории музыки позволяет использовать уже давно открытые закономерности музыки в собственных целях, а не мучаться их поиском, проверкой и усвоением...
Теория цвета играет столь же важную роль в живописи, овладение ее закономерностями, с одной стороны, облегчает письмо с точки зрения технологии, а с другой стороны, делает его более грамотным и полноценным, если так можно сказать.
Итак, ответ на первый вопрос не получен.
Сразу оговорюсь. Тема обозначена как добровольная, не требует выдачи стратегических тайн, поэтому возможное молчание по данному вопросу вполне оправданно...
)))
Вопрос второй.
Существует ли какая-нибудь система по гармонизации локального цвета?
Например, в музыке подобное "украшательство" (вариации на тему) возможно и закономерно подчинено тональности данного фрагмента.
А как этот вопрос решается в теории живописи?
... а затем - практически на холсте?
Добавлено
Leonm74
Новичок
Добрый день форумчане! Простите моё невежество, но что сие значит? Я как-бы понимаю в общем, круг, цвета, а на практике как этим воспользоваться. Ещё раз прошу прощение за мою неосведомлённость.
Добавлено
Георг
Новичок
Ввиду того что теоретическая база о цвете очень обширна и необходимо знать хотя бы основы выбранной системы как цветовой круг Гёте (Ньютона) надо договориться, какими вопросами ограничимся. К примеру, по-моему, не стоит рассматривать систематизацию цветов Ламберта или систематику цветов в виде двойной пирамиды Оствальда, а остановимся на цветовом круге Гёте.
Эту теорию возьмём как базовую, и договоримся, что читающие эту тему имеют представление о цветовом круге, как расположены в нём цвета (основные цвета, производные вторичные, третичные, тёплые - холодные, контрастные, дополнительные, родственные, малые, средние, большие интервалы и т.д). Если нет представления об основе системы, то возможно не понимание о чём идёт речь, а потому или самому интересующемуся необходимо устранить пробелы в знании или сказать, что ему эти знания, хотя бы вкратце, надо дать.
И ещё необходимо ограничится только теми вопросами которые действительно не ясны или интересны с практической точки зрения, а с теоретической, такие как, например, гармония, колорит или ещё какие-то не понятные темы. Потому как, например, если описывать всю теорию цвета, и все возможные варианты практического использования, то получится целый курс лекций.
Можно попробовать вариант, как вопрос - развёрнутый ответ. Можно в виде описания как кто использует (или не использует) цветовой круг на практике.
Лично я могу поделиться опытом использования круга мною на практике, если это будет кому-то интересно.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Боюсь утверждать, что "есть основные знания по теории системы цветовой круг".
)))
Как я понимаю, эти знания предусматривают закономерности внутри главных параметров цвета (тон-цвет-насыщенность).
А именно:
- тон, его "создание" и "управление" им;
- "температура" цвета, составление нужного цвета, колористические замесы;
- насыщенность, средства ее изменения.
Добавлено
Георг
Новичок
Такую систему практического использования цветового круга знаете?

Когда используются за основу две, три краски или четыре.
Если есть основные знания по теории системы цветовой круг, то тогда можно только говорить о его практическом применении.
Добавлено
Bob@c
Новичок
Интересует практическое применение цветовой теории.
Кроме цветового круга и контрастности дополнительных цветов почти ничего не нашел в учебниках.
Возможно, мастера поделятся собственными наработками?
Желательно сконцентрироваться на прикладных вопросах, а не цитировать общеизвестные истины из учебников.
Итак, первый вопрос.
Как собственно Вы используете при письме цветовой круг?

Чтобы написать ответ вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

Впервые здесь?
Помощь по сайту