fedorovmistik
[img][img]http://www.proza.ru/pics/2013/02/06/163.jpg?9487[/img][/img]Очень уютная камерная обстановка. Все пространство занимает красно-оранжевый розоватый ковер. На нем "разворачивается" событие Он доминанта всей картины. Большое ампирное кресло, повернутое к нам спиной. Кресло тоже занимает много пространства. Художник с любовью выписывает шелковую отделку Мягкий свет лампы сверху освещает всю комнату, таинственные тени. Рембрандтовская среда. Кульминацией всей картины является ярко освещенная бритая седая голова полного совсем немолодого человека в зеленом мундире , сидящего в кресле, спиной к нам. Рядом с офицером стол, покрытый каким-то богатым покрывалом. За столом офицер во в френче цвета хаки, занятый чтением бумажки, то ли изучает через пенсне рецепт, то ли пьет порошок. У него очень мирный вид. Над офицером с пенсне возвышается другой - кавалерист с козырями на груди. У него вид поконтрастней. За кавалеристом синеет окно, поздние сумерки. Роскошные шторы на окне. В комнате тепло и уютно. Не хватает только камина и свечей. На середине ковра стоят двое, мужчина одетый в черную кожанку и такие же черные кожаные штаны, и, очевидно, женщина, в овчинном тулупе с серым каракулевым воротником, серой каракулевой шапке. Она в валенках. В таком овчинном тулупе ей тепло и уютно. В лице нет никакого идейного фанатизма. Теплый цвет тулупа органично вписывается в общий колорит картины, он почти сливается со светло коричневыми охристыми стенами, а красное кашне на груди, горящее как уголь в жаровне, вторит красному цвету ковра. Этот огонь как бы внутри самой женщины, ее содержание. Женщина целиком и полностью принадлежит миру этого дома. Если закрыть красное кашне, она сольется с цветом теплых стен. Она часть этого дома, добрый ангел, почти хозяйка уютного гнездышка. Будь у нее в руках бутылка , она бы выглядела как прислуга (валенки), принесшая из холодного погреба или из лавки шампанское, чтобы порадовать господ офицеров.
Черным рыцарем смотрится русоволосый богатырь в кожанке. Ему не хватает черной широкополой шляпы, чтобы стать персонажем эпохи Малых голландцев или самого Рембрандта, Гофмановским кавалером. Или это был бы хромой Мефистофель (нога в обмотке) из произведений Булгакова. Однако при всем мистицизме черных одежд, черной шкуры, лицо этого персонажа средней упитанности, спокойное. Он достаточно доброжелательно смотрит на господ офицеров. Неестественно в нем только то, что он держит руки за спиной. На лице нет никаких следов побоев, или измождения. Его черное кожаное облачение противостоит всему окружающему именно как кожаное. Все остальные персонажи картины, в том числе и женщина в шубе, одеты в обычные ткани. Черная кожанка противостоит уютному миру людей, но "теплоты " этого мира достаточно, чтобы преодолеть этот конфликт, тепла много. Тем более конфликт, контраст только в одежде. (В черной, блестящей, кожаной шкуре мужчина больше похож на беса. Революция от бесов.) Конечно чужда этому теплому миру и тельняшка, которую мы видим в распахнутом воротнике кожанки. Женщина в шубе стоит рядом . С этим моряком, они образуют пару. Похоже, что молодой мужчина это ее жених. Наверное конфликт в том, что моряк хочет женится на служанке и увезти ее к себе на Балтику, а господам этого не хочется. Такой могла быть сцена из Тихого Дона. Только фигура конвоира стоящего в тени, с винтовкой, в шинели грязно коричневого цвета вызывает тревогу, звучит диссонансом. (Она выглядит как закулисный бес, служитель темного царства) Получается, что и у господ, и у революционеров есть свои бесы и свои светлые стороны. Хотя визуально, по цвету "бес в тени" больше связан с человеком в кожанке, он его свита. Действительно есть что-то Булгаковское в этой картине, она не так проста как кажется с первого взгляда.
Главное "действующее лицо" картины это красный ковер. Если дать в руки кавалеристу вместо стека шампур с шашлыком, а на стол поставить бутылки с закуской, перед нами была бы пирушка теплой компании.
Конечно мужчина в черном смотрится более цельно и монументально, чем все три офицера. Потому что он с ног до головы в черном, нет других цветов, которые бы разбивали эту черную массу. По вертикали эта черная масса, большой объем, граничит со светло коричневым и хорошо освещённым тулупом женщины. Тулуп тоже ничем не разбит. И получается очень сильный цветовой и световой контраст большой массы черного и светло коричневого, почти кофе с молоком. Если бы не положение рук за спиной, мужчина в черном был бы не допрашиваемым, а допрашивающей стороной. Подобное происходит в картине Ге "Царь Петр I допрашивает царевича Алексея" Царевич Алексей весь одетый в черное смотрится цельнее и монументальнее Петра, одетого в красно зеленый мундир. Царевич стоит, возвышаясь над сидящим Петром. Он как столп, о который Петр бъется головой и не может пробить. Царь не просто спокойно и величественно сидит в кресле, его отпрянувшая фигура, положение рук и ног напоминают движение лопастей пропеллера, он почти бежит от сына. И если бы не взгляд царевича внутрь себя и положение рук, Алексей был бы грозной допрашивающей силой. Это достигается за счет цельного черного костюма царевича Алексея, он функционален в картине, в отличие от розового "женского", ибо розовый цвет свойственен женским одеждам, кафтана царевича Ивана в картине Репина. Там он антифункционален и вредит всей картине, нет конфликта между отцом и сыном.
И царевич Алексей и человек в черной кожанке оба в картине - доминирующая, хотя и "связанная" сила. Мешает только то, что у человека в кожанке светлые русые волосы, голова выпадает из общего звучания. Похоже, что Иогансону не позволили сделать революционера брюнетом, сразу напомнил бы Троцкого или Свердлова. А образ был бы сильнее.
Черным рыцарем смотрится русоволосый богатырь в кожанке. Ему не хватает черной широкополой шляпы, чтобы стать персонажем эпохи Малых голландцев или самого Рембрандта, Гофмановским кавалером. Или это был бы хромой Мефистофель (нога в обмотке) из произведений Булгакова. Однако при всем мистицизме черных одежд, черной шкуры, лицо этого персонажа средней упитанности, спокойное. Он достаточно доброжелательно смотрит на господ офицеров. Неестественно в нем только то, что он держит руки за спиной. На лице нет никаких следов побоев, или измождения. Его черное кожаное облачение противостоит всему окружающему именно как кожаное. Все остальные персонажи картины, в том числе и женщина в шубе, одеты в обычные ткани. Черная кожанка противостоит уютному миру людей, но "теплоты " этого мира достаточно, чтобы преодолеть этот конфликт, тепла много. Тем более конфликт, контраст только в одежде. (В черной, блестящей, кожаной шкуре мужчина больше похож на беса. Революция от бесов.) Конечно чужда этому теплому миру и тельняшка, которую мы видим в распахнутом воротнике кожанки. Женщина в шубе стоит рядом . С этим моряком, они образуют пару. Похоже, что молодой мужчина это ее жених. Наверное конфликт в том, что моряк хочет женится на служанке и увезти ее к себе на Балтику, а господам этого не хочется. Такой могла быть сцена из Тихого Дона. Только фигура конвоира стоящего в тени, с винтовкой, в шинели грязно коричневого цвета вызывает тревогу, звучит диссонансом. (Она выглядит как закулисный бес, служитель темного царства) Получается, что и у господ, и у революционеров есть свои бесы и свои светлые стороны. Хотя визуально, по цвету "бес в тени" больше связан с человеком в кожанке, он его свита. Действительно есть что-то Булгаковское в этой картине, она не так проста как кажется с первого взгляда.
Главное "действующее лицо" картины это красный ковер. Если дать в руки кавалеристу вместо стека шампур с шашлыком, а на стол поставить бутылки с закуской, перед нами была бы пирушка теплой компании.
Конечно мужчина в черном смотрится более цельно и монументально, чем все три офицера. Потому что он с ног до головы в черном, нет других цветов, которые бы разбивали эту черную массу. По вертикали эта черная масса, большой объем, граничит со светло коричневым и хорошо освещённым тулупом женщины. Тулуп тоже ничем не разбит. И получается очень сильный цветовой и световой контраст большой массы черного и светло коричневого, почти кофе с молоком. Если бы не положение рук за спиной, мужчина в черном был бы не допрашиваемым, а допрашивающей стороной. Подобное происходит в картине Ге "Царь Петр I допрашивает царевича Алексея" Царевич Алексей весь одетый в черное смотрится цельнее и монументальнее Петра, одетого в красно зеленый мундир. Царевич стоит, возвышаясь над сидящим Петром. Он как столп, о который Петр бъется головой и не может пробить. Царь не просто спокойно и величественно сидит в кресле, его отпрянувшая фигура, положение рук и ног напоминают движение лопастей пропеллера, он почти бежит от сына. И если бы не взгляд царевича внутрь себя и положение рук, Алексей был бы грозной допрашивающей силой. Это достигается за счет цельного черного костюма царевича Алексея, он функционален в картине, в отличие от розового "женского", ибо розовый цвет свойственен женским одеждам, кафтана царевича Ивана в картине Репина. Там он антифункционален и вредит всей картине, нет конфликта между отцом и сыном.
И царевич Алексей и человек в черной кожанке оба в картине - доминирующая, хотя и "связанная" сила. Мешает только то, что у человека в кожанке светлые русые волосы, голова выпадает из общего звучания. Похоже, что Иогансону не позволили сделать революционера брюнетом, сразу напомнил бы Троцкого или Свердлова. А образ был бы сильнее.