"Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия". Москва. "Просвещение". 1989г.
Если бы меня какое-то явление жизни остановило, я постарался бы понаблюдать и изыскать наиболее яркое, наиболее выразительное положение данной сцены или данного явления. Взять, например, темой композиции чайхану. Чайханы существовали в старом Туркестане, существуют и сейчас. Как и вся наша жизнь изменилась – и внешне и по своему содержанию, так и в этом явлении надо постараться увидеть и найти наиболее типическое, характерные моменты, дающие наиболее яркое представление о (…) чайхане, найти наиболее выразительные типы людей, приходящих в чайхану, именно с точки зрения современного типажа, с точки зрения происходящих изменений. В чем бы это могло выразиться?
(…)
Нужно найти наиболее типичную чайхану, изучить ее характерную обстановку, найти наиболее красочное ее изображение, подсмотреть наиболее типичную сцену, которая наиболее ярко бы раскрывала этот сюжет. Что для этого надо сделать? Если в чайхане происходит какое-то действие, нужно подготовить этюд для фиксации того материала и обстановки, в которой это действие происходи. Попросту говоря, необходимо написать этюд этой чайханы и затем уже расположить в ней тех людей, которые принимают участие в действии. Это есть начальный подход к композиции.
Если говорить о дальнейшей проработке композиции картины, то художнику еще предстоит серьезная и большая работа над этюдами отдельных элементов композиции, над ее типажом. Люди в жизни попадаются очень разные, иногда маловыразительные по внешности. Нужно изыскать типическое для данной народности. Нужно взять тип, который является, так сказать, ведущим, наиболее ярким, чтобы каждый увидевший его сразу бы определил национальные признаки человека, его профессию, характер. Для этого нужно походить, потолкаться среди этих людей. Значит, художнику нужен этюдный материал обстановки, типажа, костюма, в форме ли жизненного этюда или простой зарисовки – нужно попробовать и так и этак.
Когда захватило какое-то явление в жизни, то стараешься представить намеченную для композиции сцену и наиболее выгодных условиях освещения и колорита. Я всегда начинаю с небольших карандашных рисунков, где и размещаю все элементы композиции. Рисую ту обстановку, которая мне кажется наиболее подходящей, ввожу в нее людей, чтобы они у меня в этой обстановке жили, чтобы была связь между ними, чтобы ни одна фигура не казалась случайной, а каждый бы органически участвовал в этой сцене, чтобы чувствовалось, что он непременный член этого собрания людей и жизненно связан с ними. Стараешься такую сцену вообразить себе в наиболее рельефных жизненных обстоятельствах и изображаешь ее в маленьких рисунках. Почему в маленьких? Потому, что проще и быстрее сделать маленькие зарисовки и отложить до поры до времени. Сделали набросок композиции, делайте второй, в несколько иной композиции – там также что-то не то, но теперь нам уже легче суммировать то и другое, - вы пробуете из двух сделать третий. Поиски композиции – довольно длительная работа, и художнику следует над этой подготовительной частью в картине изрядно потрудиться.
Когда в конечном результате приходишь к какому-то определенному решению композиции, тогда можно перенести свой эскиз на холст. И вот тут начинаешь работать над формой и живописным решением картины, пользуясь тем этюдным материалом, который предварительно был собран. В процессе работы может получиться и так, что вас не удовлетворит сделанная композиция, вы натолкнетесь на новое, совершенно неожиданное для вас решение и совершенно перестроите композицию. Тогда вам, возможно, придется собрать дополнительный этюдный материал, применительно к вашей новой идее и заново им воспользоваться. Вот примерный подход к композиции. Я думаю, его можно применить к любой теме.
(Г.К. Савицкий.
Последовательность работы
над композицией жанровой картины)