Живопись - прежде всего работы построенные на малозаметных сложных нюансах тональных и колористических отношений, со сложной цветовой гаммой многослойной живописи. Это, кажется, по [2] и имелось ввиду когда определялся термин ВАЛЁР. В [1] автор, описывая картины голландских художников Терборха, Метсю и Хоха в Лувре, пространно описывает ВАЛЁР как степень нюансировки света, тени и колористических отношений при передаче света, воздуха, теней.
В [ 3 ] описана одна из первых систем научной оценки работ художника. Ее авторское название: "поэтика", - автор Аристотель. Он, опираясь на научную мысль предшественников, подразумевал в названии слово: мастер - творец. См. также: poёta - изобретатель, мастер. В первую очередь Аристотель отмечает у человека врожденную способность подражать и выделять признаки чего-либо, и утверждает, что через подражание, воспроизведение признаков чего-либо идет познание. Одним из первых признаков творчества Аристотель считает способность выдумывать, как сейчас говорят: " создавать новую реальность." Далее владеть искусством гармонии и ритма. Кстати, Аристотель отмечает, что умение видоизменять оттенки голоса не относится к творческому искусству, - "это дело актера" - и не относится к поэтике". Всё это отнесем к живописи. Следовательно, факт копирования природы не относятся к творчеству, а просто врожденное свойство любого человека. Живопись также.
По аналогии с законами смешения света, краски, которые в смеси дают серый или грязный цвет назвали дополнительными. В одном мазке их смесь (замес) используется крайне условно – например в тенях, поскольку добавляется серый цвет, который темнит колорит (темнит тональную составляющую мазка, т.е. отношение темное – светлое). Обычно дополнительные цвета используют в разных слоях живописи, обязательно просушенных. Например, пурпурная имприматура (холодный марс коричневый) и желто – зелено – синие краски. Также есть и оппонирующие цвета, пары: «синий – желтый», «зеленый-красный». Их также можно использовать для усиления колористического контраста в соседних мазках или сверху высушенного слоя. Владение всем этим задает систему колористических отношений, т.е. живопись.
В классической живописи цвет краски из тюбика «смягчается» добавлением марса (холодного) или охры (зеленоватой). При прописке средних тонов (не самых светлых) рекомендую использовать зеленоватую охру вместо белил.
Для начинающего есть шпаргалка - цветовая диаграмма.
Например. Художник имеет базовый цвет мазка - зеленый. Рядом можно положить мазок или желтый или голубой. Это будут сдвиги в теплую и, соответственно, в холодную сторону. Оппонентным цветом для зеленого является теплый красный.
Если разместить эти два мазка рядом, то через оптическое смешение будет слабое ощущение желтого. Дополнительным к желтому будет сиреневый. Его можно написать а ля прима в тени. То есть дополнительные (теневые) колориты можно искать через диаграмму – с противоположной стороны точки Е. Естественно колориты полупрозрачны, и наносятся или лессировками или в тенях через смесь дополнительных цветов. Конечно, эта диаграмма запоминается и после короткого времени художник работу по подбору колоритов может вести по памяти. Рекомендую проанализировать колористический строй картин из классической живописи по этой диаграмме. Только напомню, что коричневый это очень темный красный цвет.
О ритмах. Крайне важен скрытый графический ритм. Рекомендую на листе белой бумаги начертить циркулем, едва заметно, окружности равного радиуса. Мягким (2М) или угольным карандашом: черточками, точками, зигзагами, пятнами и т.п., - добиться ощущения пушистых шаров, расположенных в пространстве «на разном удалении» от зрителя.
Также полезно игра в абстрактные узоры. Необходимо научиться подбирать красивые сочетания цветов и пятен линий и др., т.е. делать абстрактные этюды. В них также добиваться пространственного ощущения от имитации каких – либо форм. В классической живописи эту технику используют не так явно, как абстракционисты. Обычно, колористическая нюансировка явно заметна новичку при рассмотрении на картинах живописцев-классиков: фона, одежды, тела.
Выполнение этих упражнений называется неспецифическая тренировка. Через некоторое время это скажется на технике работы по «сочинению картин» например пейзажей.
Таким образом, живопись – ремесло, построенное на врожденных способностях человека, но ограничиваемое физикой и химией. Да, ремесло условное, строго технологичное. Скорее ближе к абстрактному искусству, но применяемое для иллюзии реализма. Кстати, я описывал на форуме технологию выполнения первого пейзажа. Если торопиться, пропуская стадии - не будет колористической насыщенности и живопись будет упрощенной.
1. Фромантен Э. Старые мастера. /Пер. с фр. Кепинова. Авт. вступ. статьи и комментариев Турчин В.С. - М.: Изобразительное искусство, 1996.- 312 с.: 29 ил.
2. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков (зам. гл. ред.). - М.: "Советская Энциклопедия". Книга 1. А-М., 1986 - 447с. 32л. ил.
3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - 1392 с. - (Классическая философская мысль).