Евгений
Только среди детей способных или даже талантливых к рисованию минимум раз в десять больше, чем среди взрослых. Это значит что с возрастом, где-то может к пятому классу, у многих это уходит.
Я преподаю рисунок и живопись в детской художественной школе. Каждый родитель, приводя ребёнка, задаёт один и тот же вопрос: "Не знаем, есть ли у нашего сына/дочки способности, есть ли смысл ему/ей учиться?" Это - следствие непонимания нескольких простых и давно известных педагогам и психологам вещей.
Ребёнок лет до 8-10 видит мир и рисует его совсем иначе, другим способом, чем взрослый. И большинство детей, если у них всё в порядке со зрением, имеют примерно равные способности к рисованию. Потому что "рисовать" - это прежде всего "видеть". Может быть, у одного лучше развито цветовое зрение, другой точнее подмечает какие-то характерные формы (ещё плоские), третий интуитивно пользуется тональными отношениями - но всё это детали. В широком смысле слова практически не бывает совсем "неспособных" к рисованию детей, в той форме, в какой они это делают на данном этапе. А оценивать их по взрослым меркам бессмысленно.
И пока ребёнок не задумывается о том, "правильно" ли у него получается, он рисует уверенно, раскованно и увлечённо. Когда же взрослые или сверстники начинают его критиковать, типа "
ты не умеешь рисовать людей, а вот я умею!" (ага, видели бы вы этих "людей"...), начинает появляться неуверенность, возникают комплексы и даже неврозы. Поэтому годам к 10-12 большинство детей рисовать перестают: так, как они это делали раньше, их уже не устраивает, потому что они начинают видеть мир "по-взрослому", другим способом (в частности, воспринимать объёмность, пространственность, перспективу), но рисовать "по-взрослому", как на картинах известных художников, конечно, не могут. Нужно долго учиться, систематически, с азов, переучиваться с "детского" способа рисования, когда всё было интуитивно понятно и просто, на "взрослый", когда всё сложно, а окружающие критикуют или даже высмеивают. Кто к этому не готов, обычно начинает испытывать стойкое отвращение к ИЗО и бросает. У кого по разным причинам (зачастую не имеющим отношения ни к каким "способностям") получается лучше, те продолжают учиться, постепенно осваивают традиционную программу и, при достаточной усидчивости, становятся... художниками! Часто так и говорят: художник учится попой.
Ну, ещё бывает, что взрослые, уже волевым усилием, заставляют себя пройти с нуля азы и добиваются неплохих результатов, если им не мешают приобретённые в детстве неврозы...
Я бы к этому добавила мою любимую цитату из Говарда Икемото (американско-японского художника): "
Когда моей дочери было семь, она спросила меня однажды, кем я работаю. Я ответил, что учу взрослых рисовать. Она уставилась на меня недоверчиво: ты хочешь сказать, они забыли?"
Так что общая рекомендация простая: учить рисованию можно и нужно ВСЕХ детей; художниками станут лишь немногие из них, но причина этого не столько в "способностях", сколько в реакциях их окружения.
Евгений
Конечно с натуры работать надо, но это не заменит срисовывание с образцов, особенно если пораньше.
Вот плохому-то не надо учить, а тем более - ОЧЕНЬ плохому.
"Срисовывание с образцов", да ещё "пораньше" - самое неудачное, что можно предложить. Детей в основном принято учить рисовать по воображению, так лучше всего тренируется моторика и координация, в этом возрасте у них достаточно свободы самовыражения. Постепенно добавляют простые натурные постановки и упражнения по колористике и композиции. "Срисовывать" можно рекомендовать только с декоративных орнаментов, для развития технических навыков, но ни в коем случае не с чужих рисунков и тем более не с фото!
Евгений
А то скоро начнется увлечение манго...
Хм... вообще-то, манго - это фрукт. Манга - вот это жанр японских комиксов (заимствовавший из американской иллюстративной графики), популярный в основном среди аудитории 13-ти - 17-ти лет.
Ничего плохого в увлечении манга нет, если, опять же, не ограничиваться тупой срисовкой чужих картинок. Там есть свои законы и традиции, огромное количество популярных персонажей, масса способов передачи динамики, эмоций и настроения. На самом деле главное в манге - не техника рисунка, а то, что это всегда связная развивающаяся во времени ИСТОРИЯ. Настоящий мангака (художник, рисующий мангу) в первую очередь - сценарист и режиссёр, он придумывает сюжет (или хотя бы его визуальное воплощение, если сценарий основан на литературном произведении), разрабатывает концепты персонажей, каждого в основных позах, ракурсах и со своей матрицей эмоций, делает раскадровку и только затем прорисовывает каждый кадр. В целом это занятие весьма интересное и полезное для детей, оно всесторонне развивает творческие способности. К сожалению, очень мало преподавателей, способных обучать рисованию в стилях настоящей манги (а тем более - созданию полноценной истории в картинках, хотя бы на заданный сюжет)...
Евгений
Пусть и с модерном познакомится (Муха, Бердслей)...
Ну Вы даёте... Насквозь эротическую графику Бёрдслея - пятилетней девочке в качестве образца для подражания, или даже "срисовки"? Не рановато ли, самую малость?
Нет, я сама-то, конечно, интересуюсь,
но ни деткам, ни их родителям рекомендовать ни в коем случае не стану...
Что касается рисунков данного конкретного ребёнка - во-первых, всего по двум штукам ничего сказать нельзя, покажите хотя бы десяток ; во-вторых, всё вполне соответствует возрасту, цветовое зрение хорошее, координации хватает. Не вижу никаких причин, почему бы не учить.