Для художников, интересующихся самостоятельным изучением пластической анатомии, привожу полный исходный текст своей статьи по этому вопросу, опубликованной в прошлом году (с сокращениями) в журнале "Художественная школа", 2011, № 5 (44), с. 18-22, 27-29.
__________________________________________________
Наталья Неженцева
Пластическая анатомия: обзор учебников и руководств
Пластическая анатомия («рельефная анатомия», «художественная анатомия») – вспомогательная учебная дисциплина для художников, в которой изучаются особенности видимых форм человеческого тела в статике и динамике, во взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Возможность относительно самостоятельного прохождения этого предмета по книгам, когда функция преподавателя сводится больше к методической и контрольной, определяет важную роль используемых в учебном процессе руководств и пособий. В данной статье приведен исторический обзор наиболее известных и чаще всего рекомендуемых печатных изданий по пластической анатомии.
Предметом пластической анатомии является строение органов, образующих внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы, кожные покровы, части лица. Также изучаются основные пропорции, движения, равновесие и центр тяжести, методика анатомического изображения фигуры, т.е. ее построения на основе скелета и обобщенных мышечных массивов, с проработкой деталей при помощи разбора и использования анатомических данных.
Иногда в практике художественных учебных заведений преподавание предметов «пластическая анатомия» и «рисунок фигуры человека» четко не разделяются, например, анатомические сведения могут даваться прямо в процессе занятия рисунком. Соответственно, и во многие книги по обучению технике рисунка включаются главы по анатомии, либо необходимые сведения поясняются по ходу изложения основного материала, либо даже бывает, что они настолько переплетены между собой, что их невозможно разделить. Однако в данной статье речь будет идти преимущественно о руководствах, специально посвященных пластической анатомии, а не о всех вообще книгах, в которых есть упоминания о ней.
Основные различия между этими двумя учебными дисциплинами можно видеть в том, что в курсе пластической анатомии:
• гораздо выше степень обобщения (изучаются наиболее общие, типичные особенности строения человеческого тела, без учета индивидуальных различий);
• упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией;
• обычно гораздо больше доля теоретического материала, что предполагает самостоятельное использование учащимися книг, атласов, анатомических таблиц и плакатов (применяются также специальные пособия – объемные муляжи и гипсы); тогда как занятия рисунком обычно представляет собой чисто практические упражнения под руководством педагога;
• развивается умение делать наброски и зарисовки по представлению, в отличие от курса академического рисунка, традиционно построенного на выполнении длительных рисунков с натуры.
В методику преподавания пластической анатомии входит:
• теоретическое изучение строения тела по руководствам и атласам;
• зарисовка важнейших анатомических схем и деталей из таблиц;
• упражнения по рисованию муляжей черепа, скелета, «экорше», слепков анатомических деталей и др. объемных пособий;
• упражнения по «врисовыванию» скелета и мышц в полупрозрачные контуры фигуры, построенные в ходе натурного постановочного рисунка (со скульптуры и живых моделей).
В этих двух последних разделах пластическая анатомия сближается с занятиями академическим рисунком, обеспечивая применение полученным знаниям с акцентом на точное соблюдение пропорций, выявление «опорных» точек скелетно-мышечной основы фигуры, передачу равновесия и движения.
(продолжение следует...)
__________________________________________________
Наталья Неженцева
Пластическая анатомия: обзор учебников и руководств
Пластическая анатомия («рельефная анатомия», «художественная анатомия») – вспомогательная учебная дисциплина для художников, в которой изучаются особенности видимых форм человеческого тела в статике и динамике, во взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Возможность относительно самостоятельного прохождения этого предмета по книгам, когда функция преподавателя сводится больше к методической и контрольной, определяет важную роль используемых в учебном процессе руководств и пособий. В данной статье приведен исторический обзор наиболее известных и чаще всего рекомендуемых печатных изданий по пластической анатомии.
Предметом пластической анатомии является строение органов, образующих внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы, кожные покровы, части лица. Также изучаются основные пропорции, движения, равновесие и центр тяжести, методика анатомического изображения фигуры, т.е. ее построения на основе скелета и обобщенных мышечных массивов, с проработкой деталей при помощи разбора и использования анатомических данных.
Иногда в практике художественных учебных заведений преподавание предметов «пластическая анатомия» и «рисунок фигуры человека» четко не разделяются, например, анатомические сведения могут даваться прямо в процессе занятия рисунком. Соответственно, и во многие книги по обучению технике рисунка включаются главы по анатомии, либо необходимые сведения поясняются по ходу изложения основного материала, либо даже бывает, что они настолько переплетены между собой, что их невозможно разделить. Однако в данной статье речь будет идти преимущественно о руководствах, специально посвященных пластической анатомии, а не о всех вообще книгах, в которых есть упоминания о ней.
Основные различия между этими двумя учебными дисциплинами можно видеть в том, что в курсе пластической анатомии:
• гораздо выше степень обобщения (изучаются наиболее общие, типичные особенности строения человеческого тела, без учета индивидуальных различий);
• упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией;
• обычно гораздо больше доля теоретического материала, что предполагает самостоятельное использование учащимися книг, атласов, анатомических таблиц и плакатов (применяются также специальные пособия – объемные муляжи и гипсы); тогда как занятия рисунком обычно представляет собой чисто практические упражнения под руководством педагога;
• развивается умение делать наброски и зарисовки по представлению, в отличие от курса академического рисунка, традиционно построенного на выполнении длительных рисунков с натуры.
В методику преподавания пластической анатомии входит:
• теоретическое изучение строения тела по руководствам и атласам;
• зарисовка важнейших анатомических схем и деталей из таблиц;
• упражнения по рисованию муляжей черепа, скелета, «экорше», слепков анатомических деталей и др. объемных пособий;
• упражнения по «врисовыванию» скелета и мышц в полупрозрачные контуры фигуры, построенные в ходе натурного постановочного рисунка (со скульптуры и живых моделей).
В этих двух последних разделах пластическая анатомия сближается с занятиями академическим рисунком, обеспечивая применение полученным знаниям с акцентом на точное соблюдение пропорций, выявление «опорных» точек скелетно-мышечной основы фигуры, передачу равновесия и движения.
(продолжение следует...)