Метафорическими образами декоративных подвесок-амулетов автор проиллюстрировал свое видение основных этапов Европейской Истории.5. "Амулет здравого ума и твердой памяти" С конца XIX-го века представители европейской цивилизации, взяв полностью в свои руки управление собственной жизнью, тем не менее еще не оставляют поисков ее смысла. И вот, смешались все пути и знания. Среди наименее требовательных к исполнению каких-либо правил европейцы выделили буддизм. А потому перед нами, в качестве летательного аппарата, целое Колесо Сансары. Ну, почти целое, кое-где довольно обветшавшее и с отдельными утратами. Картина служит напоминанием о невеселой теме перехода в иное бытие с вероятной последующей реинкарнацией. Но автору совсем не хочется грузить зрителя хмурым настроением, а потому, как и в предыдущих случаях, он прибегает к иронии, транслируя ее здесь средствами стиля. Перед нами нечто среднее между японской анимацией, книжной иллюстрацией и фэнтезийным романтическим сюрреализмом. Да и само название картины балансирует на грани темного юмора, отсылая нас к бывшей когда-то, в позапрошлом столетии, стандартной формулировке вступления к завещанию: "Находясь в здравом уме и твердой памяти, я...". Ко всему прочему содержание композиции повторяет всё ту же излюбленную "мантру": у каждого есть свободный выбор, продолжать вращаться с этим старым-престарым Колесом или, как и в случае с "Амулетом принятия решений", соскочить в свой персональный полет. Перо сойки, древней тотемической птицы, - она же Синяя Птица, она же Птица Счастья и, конечно же, проводник между мирами, на что указывает ее полосатая раскраска, будто бы удерживается здесь огромными тяжелыми цепями. Но и тут метафорический гротеск. Большая якорная цепь совсем не та вещь, которой можно удержать невесомый пух пера. Одно лишь слабое дуновение и оно унесётся в безграничную даль. Небесный фон придает композиции неясное, сумеречное настроение. Подсвеченные солнцем контуры облаков не дают точного понимания в какое время суток Амулет проплывает мимо зрителя. Одним здесь видится закат, другим рассвет, а третьим вообще заполуденный час безмятежного дня. Всё это напоминает об истинном глубинном покое и неподвижности настоящего момента. Ведь время только иллюзия, которая исчезает, стоит лишь направить на него свое пристальное внимание. И дни лукавы. И нет ничего нового под солнцем. И всё находится в нас.