ИКОНОСТАС – это особым образом составленный ряд икон, служащий перегородкой перед алтарной частью храма, и может так же размещаться в часовне или молельной комнате. Это зрительное средоточие православного храма, воплощенная в материале молитва, окно в Горний мир, душа Храма. Без него невозможно полноценно молиться, без него храм не освящается, даже если престол и жертвенник подготовлен к Богослужению. Духовную основу иконостаса составляют две иконы: Образ Христа Спасителя и Образ Пресвятой Богородицы. Это могут быть любые Их изводы. Они размещаются в центре
по обе стороны от Царских врат. В случае особых стесненных обстоятельств этим
можно и ограничиться, заменив Царские врата и дьяконские двери завесами. Если
развивать идею иконостаса далее, то к центру добавляются иконы местного ряда,
икона святого или праздника, во имя которого освящен престол, и других особо
почитаемых святых. Далее иконостас развивается ввысь,добавляются новые ряды: праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий, страстной, а иногда и еще один ряд - дополнительный, который появляется только в единичных русских храмах с 17 века. Иконостасы различаются не только по размерам, но и по художественным стилям: древнерусский, византийский, барокко, ампир, модерн, смешанные стили и т. д. Также существенны различия иконостасов и по материалу, из которого воплощены их основы: дерево, камень, фарфор, металл. Московская Иконописная Мастерская воплотила несколько десятков иконостасов в храмах Русской Православной Церкви; в Новгородской епархии, во Владимирской епархии, в Московской епархии, в Москве. Нашими заказчиками были не только московские приходские храмы, но и удаленные монастыри. Особо удавались нам тябловые иконостасы в древнерусском стиле, такие как в Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря и Богоявленском храме Лукьяновой Пустыни.
Также хочется отметить и удивительный по красоте иконостас Храма – часовни прп. Давида
Серпуховского на источнике Талеж. Московская Иконописная Мастерская неоднократно участвовала совместно с другими организациями в работах по воплощению сложных
иконостасов, например: сложный резной в стиле барокко иконостас Богоявленского
храма в Звенигороде и белокаменный резной иконостас в византийском стиле храма
Георгия Победоносца в Одинцове.
Текст и фото Дрождин И. Ю.