Несколько выдержек из Д.Киплика, «Техника живописи», которые косвенно отвечают на поставленный вопрос.
«… особенное внимание должно отводиться клею, его качествам, количественным отношениям в рецептуре грунта, а также и способам закрепления его; в противном случае неизбежна та или иная порча живописи.
Ничем не обработанный и не закрепленный клей в грунте, под влиянием влаги, присутствующей в воздухе, подвергается разложению и наносит непоправимые повреждения живописи»
«Для защиты живописи с изнанки холста предложен целый ряд средств.
1. Грунтованный холст до живописи пропитывается 5-% раствором сулемы или танина в денатурованном спирте, наносимом кистью на холст (один раз). Оба средства делают клей грунта нерастворимым и предохраняют изнанку холста от плесени и микроорганизмов. По высыхании спирта изнанку холста покрывают свинцовыми белилами, размешанными с крахмальным клейстером.
2. Изнанка холста пропитывается раствором коллодиума с парафином.
3. К изнанке холста подклеивается листовое олово («станиоль» или «фольга») с помощью густого раствора шеллака в спирту. Для лучшего действия станиоль накладывается двойным слоем.
4. Холст наклеивается на металлические доски – латунные и медные – или железные листы из оцинкованного железа и жести раствором шеллака в спирту или янтарным масляным лаком.
5. Изнанка холста обрабатывается 4-% раствором формалина, который делает животный клей в воде нерастворимым.
6. Изнанка холста покрывается клейстером с венецианским терпентином. Петтенкофер для той же цели рекомендует копайский бальзам и вареное масло.»
«Клеевые растворы не загнивают, если к ним прибавляют фенол, креозот или салициловую кислоту. Засохший клей, будучи обработан квасцами, уксуснокислым глиноземом, танином, сулемой и формалином, становится нерастворимым в воде.»
«Средства, служащие для закрепления животного клея.
1. Формалин.
2. Сулема.
3. Квасцы. Двойная сернокислая соль калия или алюминия. В продаже имеется в виде порошка и кристаллов.
Одна часть квасцов растворяется в 10 частях воды. Раствор имеет кислую реакцию. Будучи примешан к раствору животного клея, делает его по высыхании нерастворимым в воде, но ослабляет его склеивающую силу; в первый момент смешения квасцов с клеем последний становится густым, тянущимся, но затем – снова жидким. Слишком большое количество квасцов, введенных в клей, делает его непригодным для работы. Раствором квасцов можно смачивать и засохший клей, достигая лучших результатов.
4. Уксуснокислый глинозем или уксусноалюминиевая соль. Засохший клей смачивается раствором уксуснокислого глинозема.»