3.
Одноцветный серый подмалёвок (гризайль)До этого мы рассматривали два варианта подмалёвка по светлому грунту и "высветление" по тёмному грунту, которые в основном использовали или белый или тёмный грунт (подложку).
Теперь рассмотрим вариант создания объёмного изображения, который называется гризайль (
то есть в переводе на русский - серый).
Выполняется в серых тонах, приготовленных на палитре,
путём смешения черни и белил. Тем самым создаётся некая тоновая шкала, которая может быть в широком тоновом диапазоне, от чёрного до белого, так и, например, от тёмно серого до светло серого, то есть узкого диапазона (3-5 тонов).
Если в предыдущих вариантах имприматура и краска могла быть как тёплых оттенков, так и холодных, то в гризайли серый оттенок является нейтральным (и не тёплый и не холодный).
Для достижения нейтральности я советую подмешивать в чёрную охру жёлтую, для достижения нейтрального серого. Ибо чёрная в разбеле, в основном все и сажа газовая, и марс чёрный, и теиндиго дают голубой, холодный оттенок. Только виноградная чёрная - тепловата, но, конечно, не до коричневатой.
В живописи, старые мастера, называли "мёртвым" слоем, выполненные в гризайли подмалёвки, так как он не имел тяготения ни к одному из цветов, ни к тёплой гамме, ни холодной гамме. То есть был не живым.
Но обладал очень хорошим свойством - лессеровался отлично как холодными в нужных местах, так а тёплыми красками, придавая тем самым, то теплоту, то холодность, то где нужно оставался почти нетронутым нейтрально серым (местами затенённые участки тела, например).
Часто использовался серый, нейтральный подмалёвок в написание тела человека и портретах.
Да и просто как светло-серая имприматура, гризайльная подкладка, хороша именно в лессировочных цветных подмалёвках, из-за своей цветовой нейтральности.
Продолжение следует...