Музейная крыса!
О лессировке.
Я не поленился, снял с полки две книги, которые, на мой взгляд, должны быть у каждого живописца. В них описаны и свойства сгущенных масел ДЛЯ ЛЕССИРОВКИ, и технологии их изготовления с помощью варки и соляризации. Я отсканировал из этих книг три страницы и перевел их в текстовую форму. Тексты приведены ниже.
Да результаты лессировки полимеризованным маслом впечатляют.
Но при кустарной варке масла в домашних условиях возможен взрыв, как обычный исход процесса, а горящее полимеризованное масло обладает высокой липкостью. Столб пламени при вспышке поднимается на высоту 3 - 5 метров. На практике кустарный реактор для тепловой полимеризации является настоящей напалмовой бомбой. Безопасен только метод соляризации.
СГУЩEННЫЕ МАСЛА
Масла свежевыжатые, а также отбеленные и очищенные этих книгах
обычно жидки и текучи, а потому ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ некоторых
живописных работ (например, ЛЕССИРОВОК) МАЛО ПРИГОДНЫ. Вот
почему следует иметь у себя также сгущенные масла, обладаю-
щие вязкостью густых лаков. Маслами такого вида пользовались
уже в старину и применяли их в живописи.
Один из средневековых способов сгущения масла заключался
в том, что масло выставлялось на солнечный свет в открытых
сосудах и выдерживалось при этих условиях до надлежащего
загустения. Обработанное таким образом масло у итальянцев
называлось "вареным на солнце".
Второй способ сгущения масла также был весьма прост и заключался в
продолжительной варке масла без всяких примесей.
Производство сгущенных масел практикуется и поныне,
так как масла эти и в наше время имеют различное применение:
для приготовления олиф, типографских и литографских
красок и т. п. В позднейшее время явилась мысль применять
такие масла, носящие название "оксидированных" и
"полимеризованных", для производства живописных красок.
Д. И. Киплик: "Техика живописи".
ОКСИДАЦИЯ МАСЕЛ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ
Если льняное или какое-либо другое высыхающее масло
подвергнуть длительному действию ультрафиолетовых лучей,
при одновременном продувании воздухом, то мы получим
оксидированное масло, так как ультрафиолетовые лучи вызывают
полимеризацию масла, а продувание воздухом - окисление. По
своим свойствам обработанные таким способом масла при
высыхании в тонком слое дают вполне прочные, стойкие и
эластичные пленки с ровной блестящей поверхностью, почти не
образующие с течением времени трещин, разрывов и сморщивания.
По своей способности к высыханию эти масла приближаются к маслам,
оксидированным солнечным жаром и кислородом воздуха.
Происходящие в результате обработки масла
ультрафиолетовыми лучами и кислородом воздуха изменения
первоначальных констант масла носят такой же характер, как и
у масел, обработанных солнечным теплом и кислородом воздуха:
возрастает удельный вес, кислотное число и уменьшается
йодное число.
До настоящего времени этот метод обработки масел еще не
получил достаточного распространения.
ПОЛИМЕРИЗОВАННЫЕ МАСЛА
Обыкновенное сырое высыхающее масло, подвергнутое
длительному нагреванию без доступа воздуха, называется
полимеризованным маслом, которое по своим свойствам резко
отличается от обыкновенного сырого масла.
При нагревании масла при высокой температуре 200-300°С
без доступа воздуха в масле наступает полимеризация (химическая
реакция), благодаря которой изменяются все первоначальные
константы масла, кроме того, в результате происходящей
химической реакции в масле протекает и коллоидный процесс,
заключающийся в том, что продукты, получающиеся в результате
полимеризации, образуют коллоидально масляные фазы
различной дисперсности. В результате полимеризации масло
становится более вязким, возрастает его удельный вес, кислотное
число, показатель преломления и уменьшается йодное число
Полимеризованные масла при высыхании в тонком слое дают
масляные пленки, отличающиеся большой прочностью,
эластичностью, твердостью, стойкостью по отношению к
атмосферным влияниям и блеском, значительно превосходящим эти
качества у пленок сырых масел. Наряду с этими положительными
свойствами полимеризованные масла отличаются пониженной
высыхающей способностью, так как высыхающая способность
масел, подвергнутых полимеризации, уменьшается по
мере того, как растет степень полимеризации масла.
В России Ленинградский завод художественных красок
вырабатывает масляные краски на полимеризованных маслах.
А. В. Виннер. Материалы масляной живописи.