Была на мастер-классе по импрессионизму. Делала кое-какие записи по методике этого стиля. Делюсь ими здесь. Может кому пригодится.
Понимание импрессионизма (что это):
Воздух, свет, ощущение пространства, желание "вдохнуть работу", живопись, которая "сияет". Пишется только на светлых холстах, иначе "сияния" не будет.
Направления импрессионизма:
1. Научный (Жорж-Пьер Сёра́, Синьяк, Сезан): Используя выводы научного цветоведения, придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Плоскостно-декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы.
2. Полноцветный (Сарбек, Моне, Ренуар): коротко выражается в формуле "Я вижу цвет".
3. Интуитивный (Матис, Гоген, Мунк): коротко выражается в формуле "Я чувствую цвет".
Последовательность работы в стиле импрессионизма:
1. Рисунок.
Уже на стадии рисунка массы и объекты делятся на светлые и темные части. Карандашом, едва заметно очерчиваются зоны.
2. Первый слой краски.
Переходим к краскам. Используем "подвижное зрение".
"Подвижное зрение" - когда взгляд постоянно в движении, блуждает по натуре, наблюдает за игрой цвета, двигаюсь непрерывно от одного места к другому. Пристально, не подвижно смотреть в одну точку нельзя - исказится восприятие цвета.
Заполнение картины цветом начинается с заполнения теневых частей рисунка мазками по принципу: сначала "набиваем" основной цвет, потом к нему постепенно добираем (набиваем, натыкиваем...) дополнительные увиденные у натуры цвета.
Далее так же заполняем цветом светлые зоны (сначала натыкиваем основной цвет, как мы его видим, потом дополняем пробелы дополнительными оттенками, как мы их видим).
Третий этап - "стирание границ" между теневыми и светлыми зонами. Так же мазками.
Важно: пункты 1 и 2 выполняются обязательно с натуры, так как ни одна фотография не даст такой информации о цвете, как живой объект, непосредственно наблюдаемый человеческим глазом. Это и есть суть импрессионизма.
Важно: при работе в этом стиле необходимо тренировать зрение на различение как можно большего количества цветов. Рекомендуют рисовать белый лист бумаги в различных условиях: при разном освещении, в окружении разных предметов. Увидите, как меняется белый цвет, оставаясь при этом "белым".
Таким образом, закончили формировать первый слой картины.
3. Светотеневой разбор.
Этот этап можно делать и по фотографии натуры (на первых порах). Ведь если рисуете цветы, например, или закат, и не слишком быстро справляетесь с первым слоем, цветы могут подвять, не говоря уже о закате (он вообще превратится в сумерки).
Задача на этом этапе - смягчение светотеневых краев, проработка всех светлых и темных мест. Находим на картине самое светлое и самое темное места и мазками "вытягиваем" их - делаем их где надо еще светлее и темнее. Потому что на этапе 1 слоя из-за увлечения цветом света и тени могут "потеряться" - тени могут не получиться сразу тенями, а освещенные участки - достаточно освещенными. На 3 этапе это всё исправляется.
Разобравшись с самыми светлыми и самыми темными участками картины, так же прорабатываем и остальные её части (если необходимо). Проверяем объемы предметов на картине - делаем их, если они не достаточно объемны. Делаем всё это опять же цветом-мазками.
Как выбирать направление и форму мазков:
Мысленно погладить объект и не класть мазки "против его шерсти".
Края:
У освещенных частей объекта края "жесткие". они обращают на себя основное внимание на картине. Из уместно нагружать деталями (прорабатывать).
Есть "дробные" края (например, растительность, деревья, волосы). Они получаются путем "прорезания" края объекта мазками из окружающего пространства.
"Мягкие" края составляют 95% в живописной работе. Их имеют второстепенные места на картине.