"Потом, когда изменится образ мышления, можно будет и без подробного конструктивного построения обходиться".
(Георг).
Автор темы уже живет в этом "потом".
Хочу надеяться, что мы не столько спорим, сколько объясняем позиции, на которых находимся. Возможно, посетителям форума будет интересно и познавательно, чем эти позиции обусловлены, что они принимают во внимание.
По поводу термина "конструктивное построение".
В моем понимании - это изображение действительности, в котором учитывается объемное строение окружающей действительности, а также геометрические искажения при переносе этих объемов на плоскость. Усложняется оно знанием других, уже известных, закономерностей нашего мира (перспектива, симметрия-отражения, линия горизонта, изменение плотности тона и т.п.)
В контексте этого изображение конуса в действительности на плоскости изменится в изображение конуса с эллиптическим основанием (в общем случае) или в круг (треугольник) в специфическом ракурсе.
Сфера всегда будет шаром, линия - линией или точкой, окружность - либо окружностью, либо эллипсом, либо отрезком и т.д.
Другими словами, конструктивное построение предусматривает использование в рисунке уже известных истин, выявляет в объеме всех предметов "традиционные" конструкции.
Например, морковка (без "вершков"), напоминающая по форме конус, будет огрубленно изображаться как конус с округленным основанием, нос человека - как призма, бочка - как цилиндр с криволинейной обечаикой и т.д. А поскольку изменения "традиционных" конструкций подчинено определенным закономерностям, то и изображения близких к ним форм также будет подчиняться этим закономерностям.
К срисовыванию (когда изображаемый фрагмент рисуется не исходя из его строения-конструкции, а просто располагается в каком-то месте относительно других, уже изображенных, фрагментов) это действительно не имеет отношения.
Конструктивный рисунок-построение является более высоким уровнем изображения действительности, т.к. позволяет не только художнику, но и зрителю достаточно точно определить место нахождения любой точки, входящей в состав изображаемого предмета.
Но, как и все в нашем мире, любая истина не в состоянии ответить на все вопросы. И конструктивный рисунок - такая же мощная, но не универсальная истина. Это подспорье, помогающее художнику, но не способное прыгнуть выше головы.
Так, например, если изображаемый объект - неправильной геометрической формы, то изобразить его достоверно, опираясь на основы конструктивного рисунка, достаточно проблематично. Ну хотя бы с учетом тыльной стороны.
В изображении головы человека в ракурсе 3/4 художник учитывает тыльную сторону (затылочная кость черепа), потому что знает, что она из себя представляет. А при изображении куска сырой глины - не знает. И никакой конструктивный рисунок ему в этом не поможет.
От этого недостатка (незнания) способен избавить технический чертеж с тремя видами-проекциями, внутренними сечениями, размерами, указанием материалов, но эта дисциплина в курс конструктивного рисунка не входит.
(((
Приведенный в качестве иллюстрации рисунок головы в профиль, по большому счету, конструктивным рисунком не является. Это всего лишь изображение головы в профиль с акцентированными ребрами, ограничивающими локальные плоскости (обрубовка).
Критерии, которые позволяют об этом судить, - это непонятное положение любой точки внутри изображенной формы по отношению к другим точкам этой же формы.
Например, я не вижу, как далеко (близко) от зрителя переносица по отношению к уху. Она ближе или дальше выступа шеи (светлый фрагмент)?
На правом изображении головы я не понимаю, как изгибается лоб сразу под волосами. Вижу, что он "ломается" в двух местах, но это не отвечает на вопрос, в какой части он выгибается наружу, а в какой - внутрь.
Нарисовано, конечно, эффектно, но это - лишь эстетическая сторона вопроса, к конструкции (объемной) она не имеет отношения.