sky-skunk
Сейчас многие профессиональные художники используют цифровую фотографию для написания своих картин.
Дело в том, что "профессиональные художники" предварительно много лет упражнялись в рисовании натуры, постепенно усложняющихся постановок, под руководством опытных педагогов, и так постепенно усваивали видение и передачу объёмной формы, конструкцию и анатомию, использование тональных отношений и контрастов, правильный порядок ведения рисунка и многое другое. И только после этого они берут для каких-то конкретных целей не натуру, а фото - потому что уже могут по фото представить себе исходную объёмную форму не хуже, чем в натуре, и рисовать фактически её, а не тупо копировать фото.
Если то же самое делают обучающиеся, не усвоившие ещё важнейших общих принципов и приёмов рисунка, то они поневоле начинают заниматься банальным "срисовыванием пятнышек" с фоток, без понимания, почему тут и там образуется именно такая, а не иная светотень, какую она играет роль в передаче характера, сходства, формировании целостного образа. К сожалению, современное массовое увлечение рисованием по фоткам - это гарантированный способ для очень многих (в том числе весьма талантливых) людей фактически полностью закрыть себе путь в настоящее изобразительное искусство. Это такой лёгкий соблазн, кажется - возьму фотку, сделаю "один в один" - и всё получится не хуже, чем у профессионалов. Но это самообман.
sky-skunk, если конкретно про Ваш рисунок:
1. Тот ракурс, который Вы выбрали поневоле (из-за использования фото), мало годится для портрета и весьма сложен для тренировки. Обычно учатся сначала на гипсовых слепках, потом на живой натуре, и нормальный ракурс при этом - поворот в 3/4, строго на уровне Ваших глаз (т.е. не сверху и не снизу).
2. Основной недостаток, который сразу же виден в рисунке (и, кстати, всегда выдаёт рисование по фоткам) - полное отсутствие отделения тени от света. Из-за этого даже вроде бы прилично воспроизведённые - без грубых анатомических промахов - контуры головы всё равно оставляют ощущение отсутствия объёма, плоскостности.
На любом освещённом предмете всегда есть область "света" (куда свет от основного направленного источника освещения попадает непосредственно) и область "тени" (подсвечиваемая отражённым светом или общим фоновым рассеянным освещением). После общего построения, приступая к моделированию светотенью, прежде всего художник должен увидеть на натуре эти две области, даже если их форма сложная и неочевидная, и отделить тонально одну от другой ПОЛНОСТЬЮ. Т.е. самые светлые полутона и рефлексы в области "тени" должны остаться темнее, чем самые тёмные полутона в области "света". Также надо увидеть линию границы раздела между "светом" и "тенью" и подчеркнуть её более контрастно, чем прилегающие области - это очень важная деталь, за которую "цепляется" наш глаз при восприятии объёмной формы. Такое разделение ещё и помогает обобщить область "тени" и усилить контрасты на наиболее важных деталях в области "света". Ничего этого в Вашем рисунке даже близко нет.
3. Рекомендую попробовать теперь нарисовать ту же выбранную Вами модель, пользуясь не фотками, а этим Вашим наброском и зрительным впечатлением. Если Вы при рисовании уже достаточно изучили особенности строения головы данной модели, то вовсе не обязательно заставлять её специально позировать. Посматривайте в Ваш телескоп
и на свой набросок, и попробуйте нарисовать настоящий портрет - но в другом ракурсе. Однако чтобы максимально сохранить сходство и общий характер натуры. Изменение ракурса сразу же исключит возможность "срисовывания", волей-неволей Вам придётся пытаться разобрать, как устроена форма и как это передать на бумаге. Вот тогда Вы в полной мере почувствуете все трудности и особенности работы над реальным портретом, и поймёте сами, куда нужно двигаться дальше.
Желаю только не обижаться, а задуматься.
Успехов!