Современное искусство в субъективном представлении художника Шугурова.
Был такой человек, который нарисовал на холсте черный квадрат и повесил его на выставке в угол зала, как икону. Это случилось в России. Этот жест определил направление для искусства всего 20 века, как концептуального, символического, вне изобразительности.
Был такой человек, который купил в промтоварах писсуар, отнес его в галерею, выставил под названием Фонтан и тем прославился. Это было во Франции. Это определило то, что искусством отныне будет то, что будет названо искусством.
Другой человек после Великой Отечественной, после немецкого плена, когда он чудом выжил, всегда выставлял в галереях и музеях –огромные кубы жира, и огромные тюки войлока, то о чем он мечтал в плену. Англичанин. Этот человек осознал свою личную историю, как искусство.
Был такой человек, каждый день своей жизни писал по холсту. На холсте он выводил крупными цифрами дату того дня, когда писалась картина. Всю жизнь. Это было в Америке, человек был японцем. Он делал это, потому что понимал свою жизнь, как непрерывный творческий акт.
Был еще человек, который шел домой утром, после ночной смены, и к нему пришла идея, просить всех прохожих, чтобы они написали ему в блокнот фразу: Красота спасет мир, расписались и поставили дату. Это было во Владивостоке. И никто из двадцати встреченных человек ему не отказал. Он не назвал себя художником, но мы знаем, что он был им.
Так современные художники выражают свои идеи. И должны ли они выражать их иначе, если форма их выражения так точно соответствует заложенной идее?
Искусство мы склонны определять, как художественное выражение мыслей человека, относительно мира, своего места в природе, в обществе, во времени. Историю искусства мы склонны рассматривать, как последовательное развитие человеческой мысли и ее художественного выражения. Мы не склонны делить историю искусства на независимые этапы (такие, например, как история искусства дохристианского и, отдельно, христианского мира), на личности (дескать, Рафаэль –это Рафаэль, а Уорхол –это Уорхол). Для нас история искусства это цельный процесс, в котором Уорхол –логическое продолжение Рафаэля. Такое понимание прошлого позволят нам понимать происходящее сегодня настоящее и делать прогнозы на будущее. Нас, конечно, интересуют различные иные концепции, мы внимательно изучаем их, но свою концепцию считаем исчерпывающей и конечной, что не исключает поправок и дополнения ее.
Так что же такое современное искусство? Это искусство, которое избирает предметом художественного выражения мысли –любой предмет, или явление, или вещество. Профессионализм современного художника заключается не в овладении техникой создания Произведения, а совершенствовании своей мысли, мировоззрения. Таким образом акцент в творческом процессе переносится именно на мысль, на концепцию произведения. Авторство художника заключается в особенной идее. К воплощению этой идеи в материале автор может уже не относиться: произведение может быть собрано на заводе по эскизу, может быть куплено в бытовом или продовольственном магазине, может быть только названо. Решающим является вопрос: Почему Художник выделил этот предмет из нехудожественной бытовой среды и внес его в среду искусства, назвал его искусством, какая в этом мысль?
Кажется, что мысль художника, личность его всегда определяли суть искусства, но это не так. Ценность личности художника –это историческое завоевание искусства, как ценность личности –есть великое завоевание общества. Первобытное общество не знало искусства. В средневековье было искусство, но не было автора, Возрождение признало автора, но только как профессионала –исполнителя. Авангард закрепил ценность личности художника, но ценность должна была подтверждаться произведениями. Современное искусство не до конца освободилось от комплекса произведения (произведение –есть символ определенной политики, и есть экономика, как серьезное вложение капитала), но прогресс в направлении ценности Идеи и обесценивания произведения –очевиден и интересен.
Художник и зритель равны. На выставках все чаще слышишь высказывания, типа, я так же смогу сделать, подумаешь! И это правда, разве это сложно: купить в магазине консервную банку и поставить ее на подиум в галерее. Это просто сделать, но сложно понять этот жест, как искусство, сложно и смело назвать столь бытовое действие искусством –в этом гениальность художника. Это так же сложно, как осознать себя неповторимой личностью, и осознать каждого окружающего человека такой личностью, понять свою жизнь и жизнь каждого человека –как творческий процесс, творимый каждый день. Представьте свою жизнь –как музейное искусство, как нечто бесценное, и вы сами выявите свои недостатки и достоинства.
Многих зрителей обижает современное искусство, обижает то, что они не понимают, или то, что это искусство так далеко от привычного идеала. Зрителю кажется, что современный художник словно посягает на привычный идеал, словно разрушает его. Это неправда, все художники учились на классических образцах, и считают эти образцы –своей базой, своими корнями, а своим искусством они не разрушают, а представляют альтернативу. Идеал не терпит альтернативы -но это слабость идеала. Что касается зрительского непонимания, упреков в уродстве, некрасивости, то этот конфликт был всегда, он -залог развития. Классические произведения Рембранта и Караваджо –в свое время так же шокировали (развивали) зрителя, как сегодняшние перформнсы и инсталляции.
Современное искусство стремится к диалогу со зрителем…
Таким образом, конечной целью преобразования искусства нам видится идеальная ситуация, когда каждый человек поймет свою неповторимость и свободу, и осознает такой же неповторимость и свободу каждого человека на земле. Для этого работаем мы и многие современные художники.
........................................................................................................................
Одно из высказываний об искусстве. Постараюсь еще найти и выложить.