Кстати, читала, что Репин Илья имел такую зависимость, он носил с собой краски и кисти, и незаметно подправлял свои подаренные или проданные работы, когда бывал в гостях у людей, где были его работы. И таких художников не мало..., это нормально!)
законченной она должна быть на любом этапе - начиная с начального --- построение отношения больших цвето-тоновых пятен --- и так далее - от большого к частному
Картина закончена, когда она начинает жить. Можно, конечно, ребенка (образно говоря) нарядить в разные одежды, нацепить побольше украшений, но творение тогда истинно, когда становится ожившим, т.е. вдохновение художника или художницы зримо присутствует на полотне.Творец "вдыхает" жизнь в свои творения, а дальше у них начинается своя жизнь, нужно им только немного помогать - представить зрителям, повесить на стенку и любоваться самому или самой, забыть, клонировать и так далее.
Давным давно,когда работал в Худфонде,знал одного художника,который практически всю жизнь писал одну картину "Праздник Первомая на Театральной площади Ростова-на-Дону",он её постоянно подправлял,переписывал фигуры,добавлял,убавлял-где-то 28 лет...так и не выставил(! Мои кумиры-К.Брюллов и И.Айвазовский,особенно последний-45 минут на картину!!!МАСТЕРА!
Думаю, с ростом мастерства всегда хочется что-то доработать )
Хотя идея с новой картиной тоже имеет место быть. Но одинаковые картины иметь как-то не интересно ) Помню, я как-то сделал 4 копии картины. Последнюю, которая удалась лучше всего, подарил. Остальные закрасил, одна до сих пор лежит недоработанной уже сколько лет ))
А бывает ещё, когда всё хорошо на картине, но не нарисовать еще чего-нибудь на ней просто невозможно :) В таком случае, нужно взять новый холст или лист и нарисовать всё то же самое, только с доработками. Получится две картины.