zimbrator
...какую терминологию использовать, чтобы а) получить сходство
Можно перечислить наиболее значительные расхождения. Их легче всего увидеть, если сначала понять, что общего между приведёнными фотками (независимо от времени их съёмки), но при этом отсутствует в портрете. Вот, как минимум:
- Неточный овал лица. У оригинала лоб быстро сужается от скул кверху, на портрете - они почти одинаковы, поэтому верхняя часть головы смотрится слишком массивной. Это важный момент, он указывает на разные типы черепа.
- Ширина носа (относительно других деталей лица) у этой модели гораздо больше, чем на портрете, где нос кажется тонким, заострённым, соответственно - "чужим". Из-за этого также изменилась форма переносицы, и слезники глаз заметно "отъехали" от неё, рядом с ними появилось лишнее пространство.
- Художник, действительно, взял за основу левую фотку, а глаза частично срисовывал с правой. Но эти фотки сделаны в немного разных ракурсах. В результате исказилась очень характерная для данной модели форма верхних век - дугообразных, но одновременно с приспущенными уголками (наружные углы кажутся ниже внутренних). Эта особенность в портрете пропала, и веки приобрели совершенно не свойственный оригиналу вид - "домиком". Причём на обеих фотках линия верхних век почти точно повторяет линию бровей, а в портрете они резко различаются.
- Из обеих фоток видно, что линия роста волос у данной модели отстоит от переносицы примерно на высоту носа. На портрете (если восстановить эту точку по сфантазированной художником причёске) получается, что это расстояние раза в полтора больше. Это тоже визуально увеличивает размер верхней части головы.
- Носо-губные складки у модели практически продолжают складочки во внутренних уголках глаз. На портрете же они даже не параллельны, и идут со сдвигом. Это приводит к тому, что почти треугольная форма щёк у модели на портрете сделалась чем-то вроде трапеций.
... В общем, можно было бы ещё продолжать искать несоответствия. Но главное: художник не справился с выявлением и передачей самых основных, "опорных" для глаза индивидуальных элементов лица, поэтому действительно, сходства мало. Хотя основные пропорции вроде бы выдержаны (за исключением ширины носа), все эти мелкие, но важные нюансы не дают сложиться тому же целостному образу, что определяет узнаваемость оригинала.
Ещё бы я отметила, что художник выбрал слишком светлый цвет для глаз. По ч/б изображениям судить о их истинном цвете, конечно, трудно, но на обеих фотках мы ясно видим, что радужки глаз очень тёмные, большие и притягивают внимание. В портрете это напрочь пропало, глаза кажутся белёсыми, мелкими и невыразительными. Возможно, это как раз главное, что сразу замечает любой зритель, даже не художник-портретист, почему и появляется первое впечатление "непохожести".
zimbrator
...чтобы б) не обидеть художника
Как известно, "обидеть художника может каждый" (с). И какую бы Вы терминологию ни использовали, результат, увы, непредсказуем. По себе знаю.
Может, лучшим решением будет вежливо поблагодарить художника и... поискать другого?
Георг
Это то же самое если вы придёте к врачу и станете ему говорить, что живот болит возможно от того что что-то не то сели, а может печень барахлит, то есть будете ставить диагноз своего недуга, а доктор ещё и скажет: "У меня в шкафу есть куча справочников полистайте и определите, что с вами..."
Хорошая аналогия.