(Для тех, кто серьезно увлечен изобразительным искусством)
ВСЕ НАПИСАННОЕ ЗДЕСЬ, КАК И МОИ КАРТИНЫ, ЯВЛЯЕТСЯ СУГУБО АВТОРСКИМ, РАЗМЫШЛЕНИЕМ О ЖИВОПИСИ, КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ С МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ, ИХ БИОГРАФИЯХ, ТВОРЧЕСТВЕ И СУДЬБЕ.
НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
Один из самых задаваемых себе художниками вопросов: что такое живопись? Казалось бы не сложный вопрос и ответ на него очевиден. Отнюдь нет. Ответ на него, думается, выходит далеко за рамки энциклопедического и академического определения. Настолько далеко насколько сильно чувствуешь и понимаешь гениальные творения мастеров прошлого. Насколько понимаешь, что живописать - это не просто передавать что видишь. Как безмерно много потеряла бы мировая живопись, если бы художник писал лишь то, что предстает его глазу, и отображал бы фактически окружающий мир - очень многого зритель не увидел и не понял бы никогда.
Нужно понимать, что живопись - это очень изысканный и универсальный язык, это пространство, где даже могущественная сила слова прекращает властвовать и уступает место особым знакам, называемыми нами изобразительным искусством. При условии, конечно, что это работа настоящего мастера. В мазках краски, живописном слое картин таится какая то чудодейственная энергия, магнетическая аура, сокровенные чувства. И этот язык понимаем на всех континентах, самыми разными людьми несмотря на их национальность и страну проживания. Язык этот легко преодолевает границы, в том числе временные, и как свет звезд на небе, доходит до нас из глубины прошлых столетий. Вот в роскошных рамах словно золото мерцают старики Рембрандта, аристократы, знать и святые Антониса ван Дейка, лучшего ученика Рубенса,. В портретной живописи он кажется превзошел своего учителя. Вот христианский мир Мемлинга, его считали лучшим мастером изображения этого мира. Вот идиллические чудные закаты солнца и жизнь портов древних городов Клода Лоррена, прототипом для его картин стали окрестности Рима и сам Вечный город. Вот пейзажи исполинской силы Рейсдаля, романтика с большой буквы. Вот Веласкес и его пленяющее полотно "Менины", этот мастер покоряет великой тишиной и великой тайной. Вот "кричащие" картины страха перед жизнью Эдварда Мунка. Вот малопонятные и все же трогающие душу абстракции Николя де Сталя. Вот суровые темные северные волны нормандского побережья Густава Курбе. А это при свете керосиновой лампы едоки картофеля Винсента ван Гога, который не понаслышке создал шедевр, жил среди бедного люда и знал вкус плода, выращенного тяжелым трудом. На столе художника на протяжении целого десятилетия его творческой жизни зачастую не было ни картофеля, ни хлеба, царили нужда и голод. Почти все деньги (в течение многих лет Винсента финансово и морально поддерживал его родной брат Тео) уходили на самое важное для не признанного в свое время гения - холсты и краски.
Все творения выше названных художников , вне всякого сомнения великолепны и целительны для души человеческой.
В ПЛЕНУ СВЕТА
Голландец Ян Вермеер Дельфтский (живший в городке Дельфт), одна из самых высоких вершин мировой живописи, мастер мягкого чарующего света, за свою непродолжительную творческую жизнь создал всего несколько десятков картин. Но все его работы - шедевры. Одна из жемчужин мирового изобразительного искусства его полотно "Девушка с жемчужной сережкой" (ок. 1665). В 2003 году за рубежом был поставлен замечательный художественный фильм с таким же названием. Драма совместного европейского производства оставляет очень глубокое впечатление. В главных ролях Скарлетт Йоханссон и Колин Ферт.
Необходимо заметить, что Вермеер в своих картинах покоряет не столько идеальным почти невероятным выписыванием персонажей и интерьеров домов голландских бюргеров (думается именно это наши современники ошибочно считают чуть ли не главным в его работах) , сколько атмосферой, а вернее воспеванием гармонии чарующего света и человека в домашней обстановке. В его картинах главные герои это животворящие свет и воздух, чудесным образом переносящие нас на почти четыре века назад, подвигающие полюбоваться всем содержимым интерьеров: коврами, посудой, декоративной плиткой, шторами, тканями и так дале, голландские живописцы всех времен очень любили вещественность и восхищались красивыми предметами, как например, ремер и рог отороченный серебром ( в натюрморте с лангустом Виллема Калфа) . И конечно же, Вермеер, приглашает нас полюбоваться молодыми хозяйками голландских особняков. Правда, в "Девушке с жемчужной сережкой" все получилось как раз наоборот, героиней стала служанка, изгнанная из богатого дома. Позже по этому пути, вернее по пути воспевания света и воздуха, пойдет английский живописец Уильям Тернер. Только Тернер пойдет еще дальше, он превратит свет и воздух в глобальных героев, оставив на втором плане и действующих лиц и конкретный окружающий пейзаж. Подмеченные где то сюжеты станут для него лишь поводом для того, чтобы создать подобные вещи. Вермеер и Тернер очень разные художники, да и национальные школы у них разные. И все таки их сильно объединяет господин свет. У Тернера нет интерьера, да и природа у него глобальна. Английский художник делает и для себя и для нас открытие: свет - это то, что подобно богу. Свет преображает каждую минуту и все изменяется. То же самое говорит и Вермеер. Вот почему для него так важен просто меняющийся свет на беленой стене и в красивом переплете окон.
ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКИХ НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТТВО
Лично мне стал очень близок взгляд на изобразительное искусство американского живописца Роберта Генри, учителя таких известных мастеров, его соотечественников, как Эдвард Хоппер (автора "Ночных ястребов") и Рокуэлл Кент (автора картины "Художник в Гренландии" и романа "Это я, Господи".
Так вот Генри сказал: "Мне нужно больше, чем просто очертания домов и больше, чем оконные рамы. Нельзя ограничиваться тем, что видит глаз, так как на поверхности находятся лишь знаки. Взгляд на стену должен быть взглядом во времени и в пространстве. Стена хранит свою историю, и то что мы видим - результат не одного лишь данного момента. Задача художника состоит не в том, чтобы передать очертания домов и их объемы, а в том, чтобы использовать их".
Другой взгляд, с другого континента, еще более близок. Точка зрения известного постимпрессиониста Поля Гогена, автора "Кафе в Арле", "Сбора винограда в Арле с бретонскими женщинами", "Таитянских пасторалей" следующая : "Не старайтесь копировать природу. Живопись -это абстракция. Отвлекайтесь от натуры, мечтайте, и думайте только о конечном результате. Единственный способ стать богом - это поступать как Он: творить".
ПОГОВОРИМ НЕМНОГО О ВЕЛАСКЕСЕ
Вне всякого сомнения испанец Диего Веласкес одна из самых видных фигур в мировой живописи. Это своего рода Эверест, на который молодые да и не только молодые а уже именитые и знаменитые художники смотрят как в зенит, то есть снизу вверх. И хотя содержание большинства работ Веласкеса это ограниченное пространство, просто изображение "эпизодов" жизни испанского королевского двора, творения мастера говорят о том, что он гений. И гениальность Веласкеса заключается не выбранных им сюжетах, не в значительности изображаемых им персон, а в том, как этот волшебник, придворный художник, подает и первых лиц государства, и людей простых не наделенных никаким статусом, ну разве что статусом придворный шут.
Есть у Веласкеса и несколько картин, на которых мы не увидим обитателей дворца могущественного правителя Испании короля Филиппа - "Сдача Бреды", "Кузница Вулкана", пленительная "Венера перед зеркалом" и другие. Но эти полотна выглядят на общем фоне всего его творчества всего лишь как вкрапления в главное. Однако каждое из этих полотен достойно отдельного рассказа. Вкрапления, если не считать конечно, ранних работ мастера, когда он писал в жанре бодегонос. Главное же в Веласкесе это годы проведенные во дворце испанского монарха, когда он бесконечно писал короля Филиппа и юную принцессу Маргариту. Это вершина его творчества.
Придворных шутов, без которых невозможно представить жизнь испанского королевского двора, мастер писал множество раз. Что же интересовало Веласкеса в этих обиженных природой "маленьких" людях?! Разве его интересовала экзотика человеческой природы и, прямо скажем, уродства? Отнюдь нет. Тогда что же? Думается, что его обращение к ним восходит как раз к его раннему творчеству, к бодегонос, когда он запечетлевал простой люд простых таверен, и кухон простолюдинов. В Национальной галерее Шотландии в одном из ее залов вы непременно набредете на полотно "Пожилая женщина, готовящая яичницу" (1618). Это работа кисти еще юного Веласкеса. Ему еще только 18 лет, но творит он уже как зрелый художник. Юноша только что закончил обучаться в Севилье у известного мастера Франсиско Пачеко, и его привлекают простая обстановка небольшого городка, бедность, ведь богатство Веласкесу на то время еще и не снилось.
Более того, из всего что известно о Веласкесе, можно заключить: художник не стремился к богатству, не стремился увенчать себя лаврами и окружить полным комфортом. Жизнь и так преподнесла ему нечто, примерно в возрасте 23 лет, человек далеко не из знати, человек провинции, становится приближенным короля, ни много ни мало придворным художником. Казалось бы Веласкес может возгордиться этим, стать заносчивым и властным. Однако этого не происходит. Первый живописец Испании не считает себя художником, по его словам, он всего лишь слуга короля, который служит ему своей кистью. Об этом достоверно известно после посещения Веласкесом Италии в 1649 году, когда он написал там портрет Папы Римского Иннокентия Х. Папа был настолько восхищен своим портретом, что одаривает художника массивной золотой цепью. Веласкес же благодарит, и отказывается от такого подарка, да в придачу заявляет, что он слуга.
Итак, одна их важных составляющих творчества Веласкеса - это придворные шуты. Не удивительно, что во дворце Филиппа жил не один шут, ведь как сообщают современники художника, которым как и ему был доступ туда, там царила скука и сам король. Человек не придворных нравов, человек улицы Лопе де Вега говорит, что в сих стенах "зевают даже дворцовые гобелены". Ни что не могло исправить атмосферу скуки, и шуты были тут формальностью., Веласкес, может быть, как никто другой понимал это.
Всмотритесь в этих низведенных донельзя жизнью людей, призванных не жить, а угождать. Вы увидите физические изьяны, даже уродства, которые были на забаву сильных мира сего, но ни одного смешного лица вы в картинах Веласкеса не увидите. Так что же усмотрел в этих крошечных в моральном смысле людях художник, и как подает он их?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...