Почти в трехстах километрах от Москвы, в Ивановской области (в прошлом - Владимирской губернии), по обоим берегам живописной речки Теза расположилось маленькое старинное село - Хо́луй. Первоначально, известным поселением Холуй стал в XVI веке, благодаря солеварению. Здесь добывали соль крупнейшие монастыри: Троице Сергиев, киржачский Благовещенский, суздальские Спасо-Ефимьев и Покровский, владимирский Рождественский и московский Чудов монастырь. Добыча соли в Холуе просуществовала до XVIII века, затем этот промысел перестал приносить прибыль и всё население слободы переключается на иконописание, которое уже в XVII веке получило большое развитие. Имеется список иконописцев 1752 года, в котором перечислено 350 имён. В XIX веке количество мастеров увеличивается до 700 человек. В основном здесь писались «расхожие» дешёвые иконы для народа. Усекновенная голова Иоанна Крестителя. Никита Горбунов. Последняя четверть XVIII века. Дерево, левкас, темпера. Холуйские иконы ценились в северных губерниях России – Вологодской, Архангельской, Олонецкой – да и в самом Санкт-Петербурге. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии, Сербии. В Сибирь иконы отправляли целыми обозами. Холуяне осваивают фресковую живопись, изготовление плащаниц на холсте масляными красками, хоругвей, вышивок. Оживленная торговля всеми этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрестке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 – 2 миллиона икон. Ко второй половине XIX -го века Холуй стал крупным центром иконописи. Местные мастера хранили как древние церковные живописные традиции, так и развивали новомодные тенденции. Иконы Холуя можно разделить на несколько характерных групп. Иконы они писали разные, под разный спрос, вкус и кошелёк.
Особую группу Холуйских икон составляют так называемые «Горбуновские письма». Горбуновы – род потомственных иконописцев села Холуй, известный по документам и сохранившимся подписным иконам с середины 18 до начала 20 века. Наиболее распространенной подписью на таких иконах было имя Иван Горбунов. Именем Ивана Горбунова подписано несколько десятков известных в настоящее время в музейных и частных собраниях икон различных сюжетов последней четверти 18 – первой половины 19 века, которые, видимо, надо отнести к творчеству, как минимум, двух мастеров. Поскольку в иконописных семьях имена, как правило, передавались из поколения в поколение, имя Иван на протяжении полутора столетий носило несколько представителей этого рода. По документам известен Иван Григорьев Горбунов, крестьянин холуйской вотчины княгини Дарьи Репниной, включенный в ведомость холуйских иконописцев 1752 года. Он в то время имел двух взрослых сыновей – иконописцев Алексея и Никиту Ивановых Горбуновых (Государственный архив Владимирской области. Фонд 560. Опись 1. Дело 109. Л. 43об. № 11). Очевидно, что он один не мог быть автором всех подписных Иваном Горбуновым икон, и они выполнены его потомками. Помимо подписных икон аналогичными стилистическими признаками подражания поздним иконам Оружейной Палаты и Устюжских писем обладают многие иконы того же времени, не имеющие авторской подписи, но безусловно связанные своим происхождением с семейной мастерской Горбуновых. Не смотря на массовый характер производства подобных икон и их иконографическое однообразие, как правило, каждая имеет индивидуальные особенности и детали. Цвета одежд на таких иконах постоянно варьировались. Например, на одной иконе Богоматерь изображалась в синем мафории, характерном для западной иконописной традиции, а на другой иконе – в вишневом мафории, традиционном для русской иконописи. Горбуновские иконы писались в упрощенной стилистике Барокко, которая оставалась популярна у холуйских иконописцев и в первой половине 19 столетия в несколько модифицированном виде.
Наиболее известным среди Горбуновых считается Никита Горбунов, работы которого прослеживаются с последней четверти XVIII века. Он писал иконы с ярко выраженной и утрированной барочной стилистикой. Известны несколько подписных икон Никиты Горбунова (1780-е гг.), которые выполнены в живописной манере, с тонкими тональными переходами в «личном письме», прописанных мягко, с выраженной подрумянкой. В «доличном письме» детали выписаны тщательно, контрастными сочетаниями темного и светлого, алого и приглушенно-коричневого. Колорит его икон традиционен для Холуя - живопись на темно-коричневом фоне повсеместно встречается именно в Холуе. Его иконы часто имеют золоченое обрамление всей композиции с рокайльными элементами, напоминающее раму картины или гравюры с декоративными барочными элементами по углам. Это цитирование образцов западноевропейской книжной графики. Начиная с XVII и до конца XVIII столетия, она начала появляться в России и часто служила пособием для русских иконописцев, особенно при написании ими орнаментальных и архитектурных элементов.
Западноевропейские издания Священного Писания, известные в истории искусства по именам их издателей и составителей — Библия Маттеуса Мериана, Библия Петера Схюта, Евангелие Иеронима Наталиса, как и Библия Пискатора оказали на русское искусство Позднего Средневековья значительное влияние. Используя меткое выражение И.Э. Грабаря, их также можно назвать «настольными книгами русских иконописцев». За полвека с начала бытования западноевропейских увражей в России отечественные мастера прошли большой путь изучения и освоения новой художественной манеры. Эти изменения в иконографии и вообще в художественной жизни России, которые трудно объяснить как закономерное развитие православной традиции, связаны с изменением политической обстановки в России, с приходом к власти династии Романовых и связанными с ними религиозными реформами, названными «Никоновскими», хотя проводились они явно по иезуитским клише.
В Горбуновских иконах, в отличие от большинства Холуйских икон, писавшихся старообрядцами, знаменования и благословляющии перстосложения всегда соответствовали официальной синодальной символике. Перстосложения на этих иконах всегда изображались «имясловные», а монограммы имени или знаменования Христа всегда писались через две буквы «И» по латинской традиции - «ИИС». В противовес древней иконописной традиции, в которой было принято называть Христа именем «Исус», с одной буквой «И» в монограмме.
Троеперстие и «имясловное перстосложение благословения» на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии, а на древних иконах превалирует «двуперстие». В старой иконографии не было явной традиции его изображения. Поэтому старообрядцы опасались его принимать. Мало того, что троеперстие и «имясловное перстосложение благословения» как сим¬вол оказались гораздо менее выра¬зительны, в них еще содержалась и грубая неточность выражения. Собор Архангела Михаила. Никита Горбунов. 1784 г Традиционно в древности, иконописцы, в отличие от художников, очень редко подписывали свои работы. Икона воспринималась не как собственное творение человека, а как совершаемое через него действие божественной благодати и результат совместного «соборного» труда множества изографов. В царствование Петра I, в начале XVIII столетия, обязательность постановки иконописцем подписи была законодательно подтверждена специальным указом. Это был один из путей борьбы государственной власти с церковным расколом, поскольку отныне художник нес личную ответственность за идеологическую выдержанность своего произведения. Царский указ возымел действие: для XVIII столетия характерно обилие авторских подписей на иконах, причем их значительно больше, чем на произведениях живописцев того времени, работавших в светских жанрах. Светская живопись XVIII века в России оказалась более анонимной, чем икона, ведь на нее требование царского указа не распространялось! Как правило, автографы на Горбуновских иконах трудночитаемы, как это свойственно подписям на иконах мастеров Холуя, которые с 1752 года по решению Суздальской духовной консистории были обязаны подписывать свои идущие на официальную продажу произведения. Таким образом, Церковные власти заставляли иконописцев придерживаться в своих работах Синодальной символики, в противовес Старообрядческим древним традициям, а нарушавших официальные указания и требования строго наказывали плетьми.
Иконописные традиции Никиты Горбунова переняли его сыновья. Эти плодовитые иконописцы продолжили собственный стиль, талантливо объединяющий черты традиции и барокко в фольклорном ключе. «Письма» Горбуновых — яркая страница в истории народного иконописания, предваряющая расцвет этого искусства в XIX веке.