ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ?
Казалось бы простой вопрос и ответ на него очевиден. Отнюдь нет. Ответ на него, как я теперь убежден, выходит далеко за рамки энциклопедического определения. Настолько далеко насколько сильно чувствуешь и понимаешь гениальные творения мастеров прошлого. Насколько понимаешь, что живописать - это не просто передавать что видишь.
Живопись - универсальный язык, пространство, где даже сила слова прекращает властвовать. В мазках краски, живописном слое таится какая то чудодейственная энергия, магнетическая аура, сокровенные чувства. И этот язык понимаем на всех континентах, самыми разными людьми несмотря на их национальность и страну проживания. Язык этот легко преодолевает границы, в том числе временные, и как свет звезд на небе, доходит до нас из глубины прошлых столетий. Вот в золотых рамах мерцают старики Рембрандта и бюргеры ван дер Вейдена и Антониса ван Дейка. Вот христианский мир Мемлинга. Вот золотистые чудные закаты солнца Клода Лоррена. Вот пейзажи исполинской силы Рейсдаля. Вот Веласкес и его пленяющее полотно "Менины". Вот картины страха перед жизнью Эдварда Мунка. Вот абстракции Николя де Сталя, северные волны Курбе. А это едоки картофеля Винсента ван Гога. Все это, вне всякого сомнения великолепно и целительно для души человеческой.
Лично мне стали очень близки взгляды на изобразительное искусство, например, американского живописца Роберта Генри, учителя таких известных мастеров, его соотечественников, как Эдвард Хоппер (автора "Ночных ястребов") и Рокуэлл Кент (автора картины "Художник в Гренландии" и романа "Это я, Господи".
Так вот Генри сказал: "Мне нужно больше, чем просто очертания домов и больше, чем оконные рамы. Нельзя ограничиваться тем, что видит глаз, так как на поверхности находятся лишь знаки. Взгляд на стену должен быть взглядом во времени и в пространстве. Стена хранит свою историю, и то что мы видим - результат не одного лишь данного момента. Задача художника состоит не в том, чтобы передать очертания домов и их объемы, а в том, чтобы использовать их".
Другой взгляд, с другого континента, еще более близок. Известного импрессиониста Поля Гогена, автора "Таитянских пасторалей". Гоген писал: "Не старайтесь копировать природу. Живопись -это абстракция. Отвлекайтесь от натуры, мечтайте, и думайте только о конечном результате. Единственный способ стать богом - это поступать как Он: творить".
Продолжение следует....со временем.