ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ?
Казалось бы не сложный вопрос и ответ на него очевиден. Отнюдь нет. Ответ на него, как я теперь убежден, выходит далеко за рамки энциклопедического и академического определения. Настолько далеко насколько сильно чувствуешь и понимаешь гениальные творения мастеров прошлого. Насколько понимаешь, что живописать - это не просто передавать что видишь. Сколь много потеряла бы мировая живопись, если бы художник передавал то, что предстает его глазу, и отображал бы в действительности фактически окружающий мир - очень-очень много.
Живопись - универсальный язык, пространство, где даже сила слова прекращает властвовать. В мазках краски, живописном слое таится какая то чудодейственная энергия, магнетическая аура, сокровенные чувства. И этот язык понимаем на всех континентах, самыми разными людьми несмотря на их национальность и страну проживания. Язык этот легко преодолевает границы, в том числе временные, и как свет звезд на небе, доходит до нас из глубины прошлых столетий. Вот в золотых рамах мерцают старики Рембрандта (они словно появляются из темноты, из небытия) и бюргеры ван дер Вейдена и Антониса ван Дейка, лучшего ученика Рубенса, в портретной живописи он кажется превзошел своего учителя. Вот христианский мир Мемлинга, его считали лучшим мастером изображения этого мира. Вот золотистые чудные закаты солнца Клода Лоррена, прототипом для его картин стали окрестности Рима и сам Вечный город. Вот пейзажи исполинской силы Рейсдаля, он романтик с большой буквы, потому что на его полотнах часто мы видим не статичность, а динамизм и крайнюю эмоциональность. Вот Веласкес и его пленяющее полотно "Менины", этот мастер покоряет как раз великой тишиной и великой тайной; работы его сама судьба разместила в безмолвном дворце короля Филиппа. Вот картины страха перед жизнью Эдварда Мунка. Вот малопонятные и все же цепляющие абстракции Николя де Сталя, северные волны Курбе. А это едоки картофеля Винсента ван Гога, который не понаслышке создал шедевр, а находился в среде этого бедного люда и знал вкус этого самого картофеля, на столе художника зачастую не было ни картофеля ни хлеба. . Все это, вне всякого сомнения великолепно и целительно для души человеческой.
Голландец Ян Вермеер Дельфтский, одна из самых высоких вершин мировой живописи, мастер света, за свою непродолжительную творческую жизнь создал всего несколько десятков картин. Но все его работы - шедевры. Одна из жемчужин мировой живописи - его полотно "Девушка с жемчужной сережкой"
Лично мне стали очень близки взгляды на изобразительное искусство, например, американского живописца Роберта Генри, учителя таких известных мастеров, его соотечественников, как Эдвард Хоппер (автора "Ночных ястребов") и Рокуэлл Кент (автора картины "Художник в Гренландии" и романа "Это я, Господи".
Так вот Генри сказал: "Мне нужно больше, чем просто очертания домов и больше, чем оконные рамы. Нельзя ограничиваться тем, что видит глаз, так как на поверхности находятся лишь знаки. Взгляд на стену должен быть взглядом во времени и в пространстве. Стена хранит свою историю, и то что мы видим - результат не одного лишь данного момента. Задача художника состоит не в том, чтобы передать очертания домов и их объемы, а в том, чтобы использовать их".
Другой взгляд, с другого континента, еще более близок. Известного импрессиониста Поля Гогена, автора "Таитянских пасторалей". Гоген писал: "Не старайтесь копировать природу. Живопись -это абстракция. Отвлекайтесь от натуры, мечтайте, и думайте только о конечном результате. Единственный способ стать богом - это поступать как Он: творить".
Продолжение следует....со временем.