Вопросы к тем, кто сам грунтует холсты

Технология масляной живописи

Ответить в этой теме
Страница 1 из 2
Добавлено
Тихомиров Дмитрий
Новичок
Может сразу купить готовый холст, например на картоне
Добавлено
Артём (Artevgen_art)
Екатеринбург, Россия
Художник
Вот такая субстанция наносится на холст
20220219_100600.jpg 56 Кб
20220219_101807.jpg 100 Кб
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Misost, опубликуйте одну из них или несколько для ознакомления. Будет понятней и наглядней. Можно сравнить и чему то поучиться, я ведь тоже пишу абстракцию размашистого размера.
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Да, лучше проверенный способ, чем какая либо экзотика в виде замазок (что это?) и непонятных клеев. Сколько стоит в Израиле банка акрилового грунта где то 175 или 500 гр в пересчете на рубли?
Добавлено
Диана Сотникова
Наария, Израиль
Художник
Мне как-то посоветовали грунтовать холсты строительной готовой замазкой. я туда добавляла немного  клея для дерева (такой желтоватый). Нормальная грунтовка получается. А в основном, я покупаю готовую грунтовку акриловую. Наношу мастихином или даже паролоном. Получается красивая структурная грунтовка. Но это когда она мне нужна.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Так и называется "Технический желатин" можно найти в инете, продают большими мешками от килограмма. Не покупал и в деле не пробовал, думаю особой разницы не будет. Более важно соблюсти технологию приготовления и нанесения. Самое важное - не дать холсту промокнуть насквозь! 
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Так я и не понял насчет "строительного желатина" или "технический желатин". Что это такое? Как он правильно называется? что на этикетке написано и где можно купить? Где покупаете вы?
Никогда не встречал "множества желатина", как вы пишете, он всегда один или два вида, пищевой.
Добавлено
Артём (Artevgen_art)
Екатеринбург, Россия
Художник
Да, здравствуйте Волода. Да, видимо он и есть. Производителей много желатина, я нашел 2 фирмы самые бюджетные которые использовал и придерживаюсь пропорциями которые нашел.
Строительный желатин, это технический. Он применяется в строительстве и молярных работах итд.
Глицерин продаётся в аптеках, стеклянный флакон в 25 мл. Сейчас его непросто добыть. 
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Интересный у вас рецепт, Артем, никогда не находил его на бескрайних просторах Сети.
Но сразу же возникли вопросы.
20 гр пищевого желатина - наверное, вы имеете в виду быстрорастворимый голубой пакетик, который продается в продмагах. В нем 10 гр на 500 мл, при смешении получается литр. 
Я уже писал вначале, что по моему мнению, он плох для грунтовки, и что надо покупать тот, который был раньше, не быстрорастворимый, а он почти исчез из продажи.
А что вы имели ввиду под выражением "строительный желатин"? Я такого не встречал.
И еще про глицерин. Где вы его покупаете? Это флакончик, тюбик, и как он правильно называется, что написано на этикетке?
Добавлено
Профиль удалён
🔥Благодарю! Прям вот очень хочется заморочиться с грунтовкой. Наверняка с первого-второго-третьего раза не получится, но это того определенно стОит
Добавлено
Артём (Artevgen_art)
Екатеринбург, Россия
Художник
Я приклеиваю холсты только лен, таким образом на 1л ёмкости:
20г желатина пищевой (строительный оприоре не нашел), 1 желток (не яйцо), 1 ч.л. жидкого меда, 12,5-14 мл глицерина. 
1. Желатин оставляю надувать в воде комнатной температуры. 
2. После ставлю на водяную баню до полного растворения, но не кипятить!!!
3. Даю остыть при комнатной температуре. 
4. Добавляю выше перечисленные ингредиенты ☝️.
5. Ставлю в холод до состояния холодца.
6. Наношу на натянутые холсты мастихином, нельзя сильно давить, главная задача, грунт нужно раскрошить в кашицу. 
Мастихин недает желатину растаять в жидкость и промочить холст насквозь. Оставляю на полное высыхание лёжа, стоя могут образоваться волны. И до 3-4 слоёв так повторяю процесс. Последние 2-3 слоя можно добавить акрил (водамульсия быстро  впитывает влагу из красок) любого цвета 5-10% от литра. 
Примерно так🤷‍♂️.
Пока не подводил такой рецепт.
Добавлено
Диана Сотникова
Наария, Израиль
Художник
можно проклеивать холст клеем для дерева. Он служит и как грунтовка. Еще пробовала жидкой замазкой с клеем. Тоже норм.
Добавлено
Профиль удалён
Еще одна тема на будущее, забираю🙌
Добавлено
Юрий
Новичок
Когда-то попал в студию Грекова и меня удивил их способ употребления желатина при проклейке холста. Желатина добавляли очень много. Такое ощущение, что его больше чем воды. Он постоянно подогрет на водяной бане и этот густой горячий раствор они наносили на холст шпателем. Потом шкурка и опять жидко кистью. Не знаю как с пластификатором, но наверняка глицерин был. Сам не пробовал. Что касается грунта, то наверно сейчас в качестве грунта можно подобрать один из вариантов акриловых белил. Наверняка какие-то подойдут по всем параметрам. Сам не пробовал, но писал маслом поверх акрила импортного. Лет 10 точно. Держится хорошо.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Не знаю уж сарказм это, или действительно не доверяете, тому о чем я говорю... Вы думаете, что девочке студентке в училище, в академии  или же на пленэрах кто то натягивает холсты?  Или художницы все как шпалоукладчицы из СССР? )))  В Л.С. загляните)  Никто не говорит тут о нормальности или ненормальности.  У всех бывают промахи и с проклейками и прочим, просто нужно выводы делать и пробовать дальше. Желатин погуще, слой поменьше.. Кстати, не думаете, что от неимоверно сильной перетяжки холст коробит после проклейки? 
Пишу первый слой в основном на тройнике, далее без разбавителей. Масло не использую, его сейчас и так в тюбиках краски переизбыток. Кисти плоскоовальные, плоские щетина, для деталей круглые, для веток лайнеры.
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Все верно, все правильно. Все что вы описали подходит для адекватных живописцев. А у мало-адекватных случается и наоборот, как вы пишете: холст при проклейке провисает, потом натягивается. У меня же сначала натягивался, а при высыхании провисал.  Будем считать себя каким-то ненормальным.
Ваши женщины сами тянут холсты? Они, наверное, далеко не субтильные, не похожи на образ томной мельпомены.
Расскажите на чем вы пишете? На растворителе? На масле? Какие кисти  ваши? Плоской щетиной пишете или любите круглые мягкие кисти?
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Вы просто что то не так делаете. Провисают холсты от неправильной проклейки, жидковат желатин, излишне его много, холст сильно промок и т.д.. При правильной проклейке холст натягивается! Потому что желатин дает усадку. Щипцы существуют не потому, что надо тянуть ткань изо всех сил, а для более удобной и равномерной натяжки) Так же не упускайте из вида рулонные, грунтованные холсты, их руками натягивать сложнее, но тоже вполне возможно. Тянуть надо в определенной последовательности и никаких проблем. Но щипцы при излишних усилиях могут порвать холст, а так же часто ломаются сами щипцы.. Большинство художников, кто самостоятельно делает холсты, все же предпочитают тянуть руками, и женщины в том числе. Те кто занимается живописью профессионально, в не зависимости от пола, не испытывают трудностей в натяжке, проклейке и грунтовке холстов)) Знаю художниц, которые и рамы с подрамниками сами пилят! Да!.. Проклеенный холст тянуть легче, если его увлажнить с обратной стороны, из пульвера например, но не сильно.
Есть подрамники модульные с клиньями, позволяют еще немного подтянуть холст, но если он провис, то не помогут даже клинья.. 
Я пользуюсь дешевыми глухими подрамниками, которые делают в ближайшей багетной мастерской. Могу сколотить сам при наличии рейки. Все клеится и скрепляется наглухо, без всяких механизмов. Ткань натягиваю пальцами, не до той степени, когда пальцы немеют, а просто чтобы было более менее натянуто. Когда наношу желатин - холст провисает, но после высыхания натягивается как барабан!!
 В магазинах продают холсты грунтованные в рулонах, на отрез метражом. Рулон может быть 2,5 метра шириной и метров 5 - 10 длинна, если раскатать. Конечно это все проклеивают и грунтуют на производстве, но принцип тот же. Огромный подрамник и далее по схеме... Естественно покупая кусок 1,5 м на 2,5 метра, все это режется по размерам и натягивается на подрамники.. Кстати выходит дешевле, чем покупка натянутых на подрамники и при этом холсты часто лучшего качества, в плане проклейки и грунта, но надо найти "свой" вариант который устроит больше всего.. Можно на подрамник  и не тянуть, писать так, закрепив кусок холста на планшете.. Потом можно оформить в паспарту. Можно так же писать на куске холста, по краям оставить по 3-4 см на подрамник, и натягивать при необходимости уже готовую работу.. 
 Сделанные картины на холстах могут провисать по разным причинам. Если бывали в музеях, то там в каждом зале висят приборы, контроля температуры и влажности в помещении.  Зимой, например, взял картины из теплой мастерской или из дома, и повез их на выставку. Перепад температуры, влажности и т.д. делает свое дело. На выставке некоторые работы пошли волнами... Исправить не сложно совсем, надо просто с обратной стороны холста увлажнить место провиса. влажной губкой или из пульвера.. После высыхания все выравнивается. Та же история по возвращении работ с выставки))) Аналогично можно попытаться исправить провисы после проклейки, но не всегда получается.. 
Осенью в сырую погоду бывает, что холст провисает прямо во время пленэра!!  Однажды так стоял, писал дубовую рощицу, погодка тихая, теплая.. Вдруг как то резко холст обмяк! Оборачиваюсь, а сзади туча чернющая, еле успел все в машину закинуть, как влил ливень!!! Тут уж ничего не попишешь. По приезду домой, полежал в тепле и натянулся обратно.
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Вы меня удивили, Валерий, утверждением, что холсты не надо сильно натягивать на подрамник. В том то и дело, что надо, сильно надо тянуть. Есть даже специальные щипцы захваты. Я ими не пользуюсь, они могут порвать ткань. Тяну руками, так удобней, и для меня натяжка холстов на подрамник это всегда силовое единоборство, сродни занятию тяжелой атлетикой. Если не натянешь как следует, то потом после проклейки холст может провиснуть, так бывало.  А последний раз, когда у меня вообще не ладилось с проклейкой  и холсты провисали холмами, и я перетягивал  по нескольку раз, так вообще глаза на лоб вылезали.
Такое ощущение, что мы с вами живем в разных странах и пользуемся разными материалами. Может быть вы пользуетесь дорогими покупными подрамниками с механизмом натяжки, тогда может быть это и оправдано, но и там возникают проблемы.
Я каждый раз думаю: а как же женщины это делают? Или они  пользуются только покупными холстами? А может вовсе не пользуются, так как сплошь и рядом у них работы  на картоне и других ненатяжных вариантах. Я же все лоскуточки  не выбрасываю, деревяшки и инструменты всегда под рукой. Можно быстро сделать любой подрамничек. 
В Сети можно встретить блогеров, рассказывающих как они грунтуют вначале большие куски холстов,  которые потом можно будет отрезать и натягивать на подрамники. Может, я чего то не понимаю, так как на форумах иногда  слышны "крики отчаяния" и призывы помочь спасти уже готовую картину от провисания.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
На счет совместимости синтетических холстов и масла: Так между маслом и холстом для того и существует слой проклейки и грунта) Без проклейки масло будет разрушать любой холст. Несовместимость красок с грунтом вполне возможно, а основа без разницы какая, если будет проклеена и грунт универсальный.  
 Простыни, джинса, брезент, матрасная ткань..... можно все приспособить. Студенческие работы в худ. училищах пишут на всем подряд!))) В подарок, на продажу или заказ, естественно надо делать на нормальном холсте, хотя бы на двунитке, а не на полосатой ткани или в цветочек))) А для себя, для этюдов запросто все используют..  И неудачные работы записываются повторно с тем же успехом..
Можно тянуть на подрамник, можно наклеивать на картон или двп.. Клеит скорее всего, потому что простынь порвать легко, а проклеить будет трудно, потому как не плотный материал..
 У меня где то на даче висит старая картинка, Левитановская Золотая осень.. Написана на брезенте, подозреваю, что так же аппретирован и огнеупорный в добавок.. Таким торцы трубы закрывали на магистральных газопроводах при ремонте.. Так вот этот брезент в одну сторону тянется, а в другую нет! Совсем нет растяжения. Подрамник сколотил из досок от подложки, после покупки холодильника))) Как то натянул, и даже не проклеивал, Грунта три слоя покупного валиком раскатал и все. Очень плотный брезент, грунт жидкий и не просочился, не смотря на слабую натяжку))) Картине лет 19 -20 точно, висит себе как новая, следов разрушения нет.. Пыль только собирает).. 
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Согласен с вами, Валерий, в оценке качеств отечественных холстов. Знаю точку зрения опытных мастеров и реставраторов. Слышал даже, что когда-то, в далекое советское время, когда существовал Союз художников СССР, его членов снабжали качественными материалами, в том числе и импортным льном для холстов. Раздавали за счет государства колонковые кисти и краски.
На синтетике уже пишут художники, особенно за рубежом. Я пока не пробовал, раз есть дешевые отечественные натуральные аналоги. Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что масло и синтетика  не очень сочетаются между собой, и может возникнуть взаимное отторжение, но это лишь догадки. А вот акриловые краски и синтетика вполне совместимы. Кстати на таких холстах в основном и пишут акрилом.
В "моем" магазине "Ткани" как раз и продается аппретированная хлопковая двунитка, плотная. Повезло хоть в этом.
Когда то один "умник" в Сети рассказывал как надо грунтовать и заявил, что хлопок нужно заранее выстирать, тогда он лучше будет натягиваться и проклеиваться. Я ему поверил, сделал так,.. и попал. Ох, и разозлился же я тогда! Зачем лезть в Ю-Тюб и давать советы другим если сам не соображаешь? И таких неучей, оказывается, много.
После стирки смылась вся аппретура, ткань стала бесконечно тянуться во все стороны, как женские колготки, причем волнами. В одном месте натянешь, в другом провал, и ничего сделать нельзя было. Пришлось потом испорченную ткань наклеивать на оргалит. 
Аппретирование нисколько не мешает, она наоборот, держит ткань, позволяет ей сохранять геометрию  при натяжении и проклейке.
А вот недавно услышал еще одно утверждение насчет ткани. Этого блогера не могу назвать неучем, он красиво пишет, выставляется, но он сказал, что некоторые работы пишет на старых хлопковых простынях, вышедших из оборота. Правда он их не натягивает, а клеит на какие нибудь основы. Что вы об этом думаете?
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Двунитка бывает простая и аппретированная, вторая более плотная, может содержать синтетику и быть обработана какой нибудь пропиткой. На вид отличается немного, видно что более плотная ткань. Лучше использовать её. Возможно разочарую, но лен который производят у нас не сильно то отличается надежностью) У нас все льняные ткани и холсты в том числе производят из коротковолокнистого очеса. Это можно сказать отходы)))  Об этом любят рассказывать все реставраторы) Я общался с одним, так он прямо очень настойчиво не рекомендовал использовать российские холсты!) Так что двунитка, бортовка, брезент и прочие самостоятельно изготовленные основы будут примерно одинаковы по надежности. Не удивлюсь, если импортный хлопок окажется надежнее отечественного льна. Длинноволокнистый лен - это именно импортные холсты из бельгийского льна. Итальянцы грунтуют и продают под своими брендами. Сейчас еще появился синтетический холст, тоже Италия. Не видел пока, не писал на таких. В планах взять на пробу. Да.. Тянуть изо всех сил не нужно, холст после проклейки ведь сам натягивается)
Ну и о выставках.. Немного не по теме, но все же. Знаю коллегу, который на выставки пишет работы только на оргалите и картоне) На одной из выставок, кто то прорвал его картину на холсте, причем такое ощущение, что специально, с внутренней стороны пальцем проверял на прочность холст!)) С тех пор все, холсты не сдает)))  У меня на последней выставке в августе две работы уронили, одна рама по углам разлетелась, вторая просто ободралась. Но таковы реалии выставочной деятельности в некоторых учреждениях))
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Когда начинал, брал хлопковую ткань двунитку. Она мне нравилась, плотная, хорошо натягивалась. Но потом Ю-Тюб в лице знатоков живописи  рассказал, что хлопок ненадежен, надо использовать лен. Теперь приобретаю его, а он довольно дорогой. Покупаю в одном интернет магазине у которого несколько ее видов. Беру "для художественных работ". Лен, кстати, хуже тянется, может порваться. А есть импортный бельгийский лен по цене. кажется от 5000 рублей квадрат. Но это не для нас.
Пишу и на том, и на том. На хлопке простые картиночки, цветочки всякие, что нравится знакомым и раздаю. "Аллюзии" пишу на льне. Нигде их не показываю лишний раз. Мечтаю, что когда нибудь, может быть, организую выставку, и там только и тогда наслушаюсь о себе всяких разных эпитетов.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Кстати, какие холсты проклеиваете и грунтуете? Я имею в виду саму ткань.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Грунт без разницы какого цвета! Часто под живопись делаю имприматуру разных оттенков, в зависимости от задач, либо подкрашиваю грунт перед грунтовкой. Белый цвет холста мешает, особенно начинающим)
На счет антисептиков... Фенол - ядовитое и токсичное вещество, можно поиметь последствия от работы с ним в домашних условиях! Салициловая кислота, медный купорос, бура...  Кто то даже Фейри добавляет в качестве антисептика.. 
Добавлено
Елена Ворожцова
Вельск, Россия
Любитель
А разве обязательно, чтобы холст был белый? Чего горевать-то из-за этого) 
А вот лак в грунт не добавляла, поэтому краска сразу впитывается. Попробую)
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Можно, конечно, использовать и одну акриловую краску в качестве грунта, но я привык к своему составу: ПВА с водоэмульсионкой, плюс лак. В погоне за качественной водной краской в последнее время использовал акриловую (не очень то разбираясь в различиях, честно говоря). Просто искал высококачественную водную краску  и нашел такую -  фасадная краска Dali. Весьма на уровне. Она тиксотропная, то есть густая как сметана и обладает большой укрывистостью.
Валерий, а как вы решаете антисептическую проблему? Раньше я использовал очень хороший ПВА. Он был не обычный строительный модификатор, а с антисептиком. Теперь и его не стало. Пришлось что-то искать. Фенол например. В чистом виде е нашел. Есть в продаже фукорецин (или фукорцин). Купил, открыл и вылил пузырек в грунт. Жидкость оказалась ярко-фиолетовой. После размешивания грунт приобрел нежно-розовый оттенок. Слегка погоревал, но делать нечего.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
Тянет воднодисперсионная краска, а не акриловая и лак.  Это разные составы. Там где акриловая краска и акриловый лак, пва не нужен. Воднодисперсионная краска после высыхания как побелка, тянет очень сильно.
В покупной грунтовке ничего нет кроме акрила и пигмента, поэтому бывает очень скользкий грунт, особенно на картоне..  Мел добавляют в грунт Левкас.
Не понял на счет белил, которые не найти)) Ладога и Гамма и Мастер класс выпускают белила и титановые и цинковые. Даже свинцовые белила и те в инете без проблем можно найти.. Догадываюсь, что не те что раньше, а имитация, но все же. Просто титановые более популярны, потому что укрывистость выше и оттенок холоднее. Сейчас вообще найти возможно все что угодно, это раньше только то, что в магазине лежит можно было купить.
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Надо же, Валерий, я как раз и пользуюсь таким составом грунтовки: ПВА, акриловая краска, акриловый лак и немножко воды. Пропорции- 50: 30: 15:5 %. Получается густая масса , хорошо покрывает холст. Крою два раза, но можно и один раз, достаточно. Так это грунтовка вам не нравится? Это она тянет? В ней же нет даже мела.
Не помню есть в составе покупного грунта мел, есть акриловая составляющая и белила цинковые которые сейчас не найти отдельно.
Добавлено
Валерий Федоров
Рязань, Россия
Художник
По желатину : Для проклейки холста надо разводить 7-5 процентный раствор. Это значит, что на 10 г желатина добавить примерно 150 - 200 г воды не больше. Желатин пищевой, без добавок и красителей. Оставить для набухания примерно на час, потом на водяной бане, постоянно помешивая, добиться полного растворения. Далее ставим остывать и густеть. Наносить можно либо когда он станет как подтаявший холодец, не жидкий и не кусками, а очень густой кисель, губкой или кистью, но не волтузить по несколько раз и не втирать, а просто положить слой в миллиметр примерно.  А можно дождаться полного застывания и потом брать кусочек раскрошить и той же губкой или рукой, ножом, металлической линейкой..., круговыми движениями уже втирать, но тут так же можно насквозь продавить желатин и он вылезет с другой стороны.. Проклеивать два - три слоя. Я клеил и обычным и быстрорастворимым Dr.Oetker все одинаково проклеивается. Даже показалось, что быстрорастворимый густеет сильнее.. Каждый слой оставлять сохнуть 8-12 часов. Если все правильно делать, то холст натягивается, а не провисает.
По поводу грунтов: "тянущий грунт" - это когда при нанесении краски, связующее очень быстро впитывается. Живопись получается матовой и не блестит. Либо местами, где несколько слоев краски и больше разбавителя может быть блеск, а где потоньше жухлость.  Если не сталкивались с тянущими грунтами, то купите картон с грунтом Gesso все будет понятно на примере. Данное свойство удобно при живописи аллаприма, В процессе этюда без проблем можно наносить один слой на другой и не будет смазывания и смешивания. Кто то специально делает и покупает тянущие грунты, кто то наоборот - дело привычки и вкуса. Можно к примеру в покупной акриловый грунт добавить мел и он так же станет тянуть краску. Когда грунт скользкий, тоже плохо..
Рецепт не мой, попался просто у кого то из коллег.. Пропорции не помню, компоненты ПВА строительный и воднодисперсионная краска.. Можно взять фасадную акриловую краску и акриловый лак в строительном магазине, по моему на 80% краски добавлять 20% лака. Получится дешевый аналог покупного акрилового грунта. Вариантов много..
Добавлено
voloda
Краснодар, Россия
Любитель
Спасибо за ответ, Валерий.Да холст,видимо промокал насквозь и потому высыхая провисал. Ничего нельзя было сделать.В каком количестве воды? В одинаковом. И в том, и кулинарном рецепте указано:500 мл. Я так и делал, но он на то и кулинарный, что слабый. Раствор получался слишком жидкий, и долго таким оставался, сколько ни жди, оттого  проходил насквозь. Может, надо было бы его разводить на пол банки всего лишь, а я делал как указано. Старый желатин в тех же 500 мл набухал так, что превращался в густое желе, потом его можно было мастихином или кистью осторожно втирать в поверхность ткани. Он не проходил вниз. Но я делал не так: ждал образования желе, и аккуратно втирал его рукой. Эффект получался замечательный. Желатин в руке согревался, немного таял и втирался без остатка. Кисть работала хуже, она просто гоняла желатиновые шарики. Потом мне 
сказали, что опытные мастера так и делают. Если не дождаться полного остывания 
раствора, можно тоже получить провис, так как у теплого желе больше вероятности 
промочить ткань. Я таким способом проклеивал холст раза три, пока поры не закрывались. И не надо было принимать спасательные меры в виде мочения обратной стороны и прочего. Когда состав хороший все идет как надо. Просто, видимо, это такой продукт, он не для 
нас, а для кулинарии. Но, может быть, у кого получится хорошо, пусть напишет.Валерий,вы писали о собственном рецепте грунта на основе ПВА, и он вам не понравился, 
тянущий. А как вы определяете, что масло и краска втягиваются? Блекнет что ли? И каков был состав грунта? 

Чтобы написать ответ вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

Впервые здесь?
Помощь по сайту