Соцреализм

Соцреализм

Социалистический реализм – направление в искусстве, утверждающее торжество коммунистических идей и прославляющее человека-труженика. В качестве основного художественного метода в литературе, живописи, кинематографе и других видах искусства соцреализм окончательно утвердился в начале 30-х годов прошлого века. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей соцреализм был назван главным художественным методом.

Стремительное развитие экономики в СССР, рост революционного движения и распространение социалистической идеологии в других странах требовали правдивого и исторически конкретного отражения на художественных полотнах и страницах книг. Действенным инструментом для этого призваны были стать произведения социалистического реализма – живописные, скульптурные, поэтические и драматургические. 

Черты социалистического реализма в искусстве
Зарождение социалистического художественного реализма связано с появлением рабочего класса на исторической арене. Советской власти для утверждения своих идей требовался мощный идеологический инструмент. Воздействовать на сознание пролетариата, поощрять трудовой героизм Стаханова и веру в коммунистические идеалы государство поручило представителям интеллигенции – писателям, художникам, режиссерам.

 

Социалистический реализм и его черты легко распознавались по типичным сюжетам: воодушевленные лица рабочих, радостные пионеры и комсомольцы, энтузиазм субботников и спортивные успехи советских спортсменов. Абстракциям и метафорам нет места в художественных сюжетах: все предельно ясно, реалистично и однозначно. Светлые и красочные тона на полотнах, четкий и бескомпромиссный сюжет повествования, беспредельный оптимизм послевоенных кинолент заполонили выставочные залы, книжные полки и экраны кинотеатров.


Главными принципами произведений социалистического реализма были провозглашены народность, идейность и конкретность. Пейзажи и натюрморты наполнились идеологическим содержанием. Даже цветы в вазе не могли быть изображены увядшими или надломленными: только сочные цвета и жизнеутверждающие сюжеты, изобилие во всех своих проявлениях и энергичность персонажей могли сигнализировать о преимуществах социалистического образа жизни.

 

Ленинский лозунг «Искусство принадлежит народу!» стал активно внедряться в повседневную жизнь молодого советского государства. Деятели искусства стали заложниками «госзаказа»: они были вынуждены изображать ровно то, что хочет видеть государство. Прямых запретов или явных гонений творческие работники не испытывали, но и реализовать в полной мере свои таланты в разрез «генеральной линии партии» не могли. Только лишь соцреалисты были обласканы властью, – получали премии, награды, путевки в престижные санатории.

Соцреализм постепенно проникал во все виды искусства. Стихи и проза были насыщены плакатными лозунгами и персонажами с четко выраженным социалистическим мировоззрением. Живописные работы радовали глаз орденами и медалями передовиков производства, вдохновленными лицами советской молодежи. 


Соцреализм в живописи

Монументализм и гиперболизация индустриальных пейзажей, подчеркнутое изобилие в натюрмортах, материальный напор в портретах – все эти приметы «тяжелой артиллерии» наглядно проявляются в произведениях художников соцреализма. Принципы народности, идейности и конкретности, провозглашенные Максимом Горьким в начале 30-х годов, продолжают оставаться неизменными и обязательными для художников послевоенного времени.

Небольшое отступление еще дозволено в лирических сюжетах: некий налет импрессионизма с его размытыми дождем силуэтами. В картине Юрия Пименова за рулем автомобиля сидит молодая женщина. Ее фигура изображена четко, хотя и со спины, а впереди расстилается «туманное будущее» с его новостройками, высотками и толпами нарядных людей… Такой художественный прием символизирует движение вперед и одновременно намекает на туманность перспективы.

Податливые, но талантливые деятели культуры умели находить компромисс между официальными требованиями власти и своими творческими предпочтениями. Они использовали скрытые метафоры или подобно Дейнеке умудрялись изображать полуобнаженную натуру в духе требований времени. Устремленность в коммунистическое будущее придавало картинам соцреализма некоторый футуристический вектор, что сглаживало однозначность и прямолинейность сюжета.

 


Не только в художественных полотнах соцреализма, но и в скульптуре доминирует монументализм, величие человека-воина и человека-труженика. И в многочисленных «девушках с веслом», расставленных во всех послевоенных парках культуры и отдыха, и в 90-метровом шедевре «Родина-мать зовет» (автор проекта Е. В. Вучетич) воплощена главная идея соцреализма – торжество социалистического образа жизни.


Главные художники соцреализма
Среди представителей социалистического реализма было немало талантливых творцов, настоящих мастеров своего дела. Они создавали нетленные шедевры по велению сердца, искренне веря в ложные коммунистические идеалы. 


Среди признанных советских мастеров соцреализма можно выделить Александра Герасимова, Исаака Бродского, Александра Дейнеку. Культовая скульптура XX века, 24-метровый памятник «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина) стала эталоном соцреализма и была растиражирована и установлена во многих городах СССР.


Постепенно на смену масштабным полотнам приходят камерные, семейные сюжеты. Меняется интонация художественного повествования: бравурные марши уступают место камерному семейному звучанию. Они по-прежнему наполнены социалистическим содержанием, но в уже более спокойном, «одомашненном» выражении.

 

Соцреализм как направление в живописи и искусстве в целом вполне можно было бы назвать положительным и прогрессивным явлением, соответствующим эпохе. Но при одном условии: если бы этот стиль не был единственно дозволенным на протяжении десятилетий.


Именно отсутствие альтернативы, гонение на все другие течения и направления в искусстве расшатывали изнутри монументальную конструкцию соцреализма. Начиная с 60-годов прошлого века новые художественные приемы и новые творцы начнут теснить тоталитарную утопию. Художники андеграунда пересмотрят сам вопрос о том, что такое искусство, и утвердят многообразие стилей и равноправие художественных методов.




Комментарии
Комментарии загружаются. Пожалуйста, подождите...
Читайте также
Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы
Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски испол...

Как выбрать мастихин?
Как выбрать мастихин?

Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественны...

Как производят карандаши?
Как производят карандаши?

Во время изготовления карандаша используется более сотни материалов и проводится несколько десятков различных действий при помощи специализированно...

Загадки Рене Магритта
Загадки Рене Магритта

Существует легенда, что подросток Рене Магрит видел тело матери, вытащенное из реки, и, что ее голова была скрыта задравшимся вверх платьем или пла...

Рисуем человеческий глаз
Рисуем человеческий глаз

Если вы уже более-менее изучили общее строение человеческой головы, начальное построение и основы светотени, можно приступить и к освоению деталей....

Пишем акварелью: 10 советов для начинающих
Пишем акварелью: 10 советов для начинающих

Предлагаем вам 10 подсказок, которые помогут избежать основных ошибок и улучшить самые первые результаты.

Секреты хорошего портрета
Секреты хорошего портрета

Портрет – наверное, самый популярный жанр и в живописи, и в рисунке. Но не сказать, что самый простой. Задач у портретиста через край. Что мо...

Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью
Как нарисовать падающий снег акварелью или тушью

Писать снег, да еще и акварелью – зачастую непростая задача для начинающих. Но мы поможем! Раскрываем несколько секретов.

Включаем контроль: как определить, что картина готова?
Включаем контроль: как определить, что картина готова?

Редко когда художник точно знает, что картина завершена. На протяжении веков живописцы неоднократно утверждали, что момент завершения практически н...

Не пропустите!

ТОП прошлой недели

Популярные картины прошлой недели!

Победитель конкурса "Картина дня"

Посмотрите, какая картина победила сегодня!

Нравится ли вам оформление этой картины?

Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.


Впервые здесь?
Помощь по сайту